Первому начальнику Черемховского аэроклуба Алексею Бессонову исполнилось бы 110 лет

21 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения начальника Черемховского аэроклуба Алексея Ивановича Бессонова.

Алексей Бессонов родился в 1912 году. Он вошел в историю города как первый начальник Черемховского аэроклуба, готовил и обучал азам летной профессии будущих летчиков, защитников неба нашей Родины.

Как сообщает Черемховская централизованная библиотечная система, в мае 1931 года токаря местного механического завода Алексея Бессонова комсомол отправил в Иркутскую краевую планерную школу на курсы инструкторов авиационного спорта. Затем учеба в Новосибирской летной школе, а в 1934 году Центральная летная школа Осоавиахима в Москве. Бессонов получил документы летчика-инструктора.

В начале 1935 года Бессонова командировали на организацию аэроклуба в Черемхово. Первый самолет Черемховского аэроклуба - французский "Авро". На нем и прилетел в Черемхово Алексей Бессонов.

Самолет "Авро" был интересным также по конструкции планера и двигателя. В то время это был "громадный" самолет с размахом крыльев 16 метров, длиною около десяти метров. А вес такой, что один авиамеханик, беря его под хвост, выкатывал из ангара и катал по стоянке без какой-либо техники

Учебному экспонату определили место в городском парке культуры и отдыха. Под него отдали здание бывшей церкви. Там же построили парашютную вышку. Воздушный экспонат и вышка даже не охранялись - такова была любовь черемховцев к освоению неба. В первой летной группе было 16 человек: братья Алексей, Василий и Леонид Токаревы, Петр Карамышев, Афанасий Бессонов (дядя Алексея), Павел Виликов, Виктор Сидоров, Лиза Чиликанова, Таня Сергиенко, Сергей Аранин, Павел Михайлов, Иннокентий Лысенко, Анатолий Григорьев и Петр Коротков.

В сентябре 1935 года аэроклуб обзавелся учебным У-2, на борту которого появилась надпись "Черемховский горсовет". Уже в первый день его прилета активисты авиации, шахтеры и рабочие предприятий города поднялись в воздух и испытали ничем не передаваемое чувство полета. Самолет "Черемховский горсовет", пилотируемый Алексеем Бессоновым, побывал во многих населенных пунктах района. С колхозниками проводилась агитационная работа идеологического направления. Некоторые из них побывали в воздухе в качестве пассажиров и с высоты птичьего полета осмотрели родные места.

Например, весной 1936 года был совершен вылет в центральную часть Саянского хребта с целью разведки возможности организации транспортировки графита с Боготольского рудника до ближайшей железной дороги.

В том же году, когда колхозная земля передавалась на вечное пользование, самолет летал в малодоступные и отдаленные районы, где проводились митинги, собрания и колхозникам вручались акты на пользование землей. Всюду, где бывали летчики, проводилась агитационная работа, беседы с колхозниками. Счастливчики бывали в воздухе над своими собственными полями и лесами.
Колхозники сел Верхняя и Нижняя Иреть, Голуметь, Грязнуха, Божей, Парфеново, Бельск, Бохан и совхоза имени Ленина не раз удостаивались чести побывать на самолете в воздухе. Они часто вспоминали об этих коротких, но счастливых минутах.

Война ощущалась в воздухе. Алексею Бессонову пришло распоряжение увеличить подготовку летчиков и парашютистов в два раза. К имеющимся к 1940 году пяти самолетам У-2 прибыло еще шесть. Пополнились материальная часть, запчасти, ГСМ. При аэроклубе появились общежитие и столовая. Летом действовали палаточные лагеря. Весь летно-технический персонал аэроклуба перешел на ускоренные темпы подготовки пилотов и парашютистов.

Только за полтора года, начиная с 1940 года, Черемховский аэроклуб под руководством Алексея Бессонова выпустил 235 летчиков, 489 парашютистов, 25 инструкторов-летчиков и 36 авиамехаников. Выпускники аэроклуба доблестно защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.

Алексей Бессонов скончался в 1988 году. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

21.02.2022