Байкал сквозь призму объектива Валерия Орсоева

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Уже не первое столетие живописные виды Байкала будоражат воображение художников, фотографов и просто любителей прекрасного. У кого из нас рука автоматически не тянется к телефону, чтоб ухватить
чарующее мгновение красоты, когда мы гостим на его берегах?

Профессиональная съёмка Байкала – это бесконечный калейдоскоп кадров, каждый из которых уникален и неповторим. На персональной фотовыставке Валерия Орсоева «Алмазная грань Байкала», открытие которой состоится в последнюю пятницу января, Байкал предстаёт пёстрым вихрем неожиданных образов. И здесь речь идёт именно о художественной фотографии. Потому как есть фотографы, есть хорошие фотографы, а есть фотохудожники. И просьба не путать эти три совершенно разные группы людей. Ведь владение хорошей техникой не делает автоматически из человека крутого мастера фотографий. Также как покупка дорогой кастрюли не даёт никакой гарантии вкусного борща в ней. Всё
решают профессионализм, мастерство и опыт.

Творческий путь Валерия Петровича Орсоева был непрост. Впервые он взял в руки фотоаппарат, будучи тренером по конькобежному спорту. И это радикально изменило его жизнь и видение окружающего мира. Талант и упорство позволили быстро достичь профессионального уровня. Хорошей «тренировочной базой» стала работа фотокорреспондентом в различных периодических изданиях, за что он был отмечен наградами, в том числе в 2000 году получил звание «Лучший фоторепортер Иркутской области XX века».

Фотоработы, представленные на выставке – это итог кропотливой съёмки последнего десятилетия. И автор ничего не добавляет в кадр от себя, он лишь терпеливо ищет нужный ракурс, композицию, освещение. Умение рассмотреть и передать прекрасное в обыденном (а зачастую и вообще в одном микро фрагменте) отличает работы фотохудожника от вереницы традиционных видов с берегов Байкала, которыми пестрят ленты социальных сетей.

Также как алмаз разбивает луч света ни многоцветные блики, Валерий Петрович открывает для зрителя необычные грани байкальской природы. В его кадрах нередко можно увидеть метаморфозы тех или иных природных форм, когда элемент удивительным образом преображается в одухотворённое существо. И остаётся только гадать: это игра нашего воображения или…? В рассветных пейзажах Байкал предстаёт почти нежным.

Зимние виды напротив непримиримо суровы. Выставка «Алмазная грань Байкала» – это творческое откровение автора, его диалог с современниками о красоте и духовности природы, о том хрупком мире естественной среды, которой с каждым днём становится, увы, всё меньше…

                                                                Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

27.01.2022