Журналу "Сибирские огни" исполнилось сто лет

Обозреватель Елена Семенова (НГ-Exlibris) встретилась с главным редактором журнала Михаилом Щукиным. "Глагол" публикует отрывки из интервью. 

– Михаил Николаевич, объем работ и планов журнала поражает, достаточно почитать прекрасно оформленный и снабженный архивами, фото- и видеоматериалами сайт. Скажите, каким произведением лично вас впервые поразил журнал и в чем, по-вашему, его уникальность.

– "Сибирские огни" для меня – это отзвук далекого деревенского детства. Очень уж я любил читать, а книг у нас было очень мало, зато соседи выписывали «Сибогни», и я прочитывал все подряд, порою мало что понимая. Но повесть Александра Покрышкина "Небо войны" хорошо помню. После были другие произведения – "Деньги для Марии" Валентина Распутина, "Щепка" Владимира Зазубрина. История "Сибогней" – это, без преувеличения, история нашей отечественной словесности ХХ века.

Всякий раз, когда заходит речь о столетии журнала, я пытаюсь представить себе холодный, голодный Новониколаевск, только-только переживший Гражданскую войну и страшную эпидемию тифа, бревенчатый домишко на улице Потанинской, где проживали супруги Лидия Сейфуллина и Валериан Правдухин, которые были в числе основателей журнала, пытаюсь представить лица сотрудников первой редакции, их радость и всегда поражаюсь только одному – какая же вера была у людей, какая преданность слову! И эта вера, искреннее желание служить литературе заложили тот невидимый, но удивительно прочный фундамент будущей судьбы журнала. В этом и заключается его уникальность. 

На крутых исторических поворотах он не раз, казалось бы, должен был прекратить свое существование. Но он выживал – и во время гонений в 30-е годы, и во время Великой Отечественной войны, и в смутные 90-е. И не просто выживал, а поднимался, выходя на новый, более высокий уровень.

– Мы знаем из истории, что зачинался журнал как революционное издание, ориентировавшееся на журнал "Красная новь", но тем не менее в 1920-е годы там соседствовали произведения авторов из разных лагерей. 

– Надо отдать должное первому составу редакции – они были людьми широких взглядов. И пытались отобразить небывалые события "в этом прекрасном и яростном мире" во всем их многообразии. Торопились запечатлеть время. Поэтому в первых номерах очень много отрывков из повестей, из неоконченных романов, но общая картина из них складывается потрясающая. Убежден, что история "Сибирских огней" – это еще не написанный роман. В одном из первых номеров публикуется небольшая рецензия на книгу Николая Гумилева, а сам Николай Степанович к этому времени уже расстрелян, и в рецензии говорится, что это большая потеря для республики. Автор обозначил себя двумя инициалами "В. И" - это Вивиан Итин, автор первого советского фантастического романа "Страна Гонгури". В 30-е годы во время следствия эта рецензия ему аукнется…

В первых номерах могли соседствовать стихи Павла Антокольского, будущего лауреата Сталинской премии, и Арсения Несмелова, участника Белого движения, который уже "замыслил свой побег", готовясь перейти границу, чтобы оказаться в Харбине. Или воспоминания о Гражданской войне Ивана Смирнова, видного большевика, председателя Сиббюро ЦК РКП(б), и генерала Жанена, который командовал союзными войсками при Колчаке.

Конечно, такое "вольнодумство" не осталось без внимания. В конце 20-х первая редакция журнала была разгромлена, а Владимир Зазубрин, автор первого советского романа "Два мира", редактор "Сибогней" и создатель союза сибирских писателей, после жестокой травли вынужден был уехать в Москву, но это не изменило его трагической судьбы в 37-м году.

– Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Шукшина, Астафьева, Распутина с журналом. Какие публикации вы считаете логичными, в русле традиционализма, реализма, а какие – выбивающимися из этого ряда? 

– Первая повесть Распутина "Деньги для Марии" была опубликована в "Сибирских огнях". К нашему счастью, сохранилась очень удивительная переписка Валентина Григорьевича с редактором. Молодой автор, прислушиваясь к некоторым замечаниям редактора, тем не менее твердо отстаивает свои принципы. Некоторое время назад мы опубликовали эту переписку.

Что касается Шукшина, то его роман "Любавины", а затем и "Я пришел дать вам волю" он сначала хотел отдать в московские издательства, но они были отклонены. А "Сибирские огни" напечатали романы и рассказы. Сохранился автограф Василия Макаровича – "Журналу-земляку".

Надо сказать, что первые публикации в "Сибирских огнях" нередко становились своеобразными стартовыми площадками для многих ныне широко известных авторов.

– В 1975–1987 годах, когда в журнале печатались известные в то время писатели, тираж достигал высшей точки – 125 000 экземпляров. 

– В конце 80-х, когда началось возвращение ранее запрещенной литературы, журнал опубликовал повесть "Щепка" Владимира Зазубрина, которая пролежала в спецхране десятки лет, ведь написана она была в Новосибирске еще в 20-х годах. Это отдельная история, и о ней можно много рассказывать, но я просто отошлю к нашему сайту  История удивительная, в чем-то даже мистическая.

В это же время были опубликованы произведения Георгия Гребенщикова, писателя-сибиряка, о творчестве которого высоко отзывались Горький, Бунин, Шаляпин, Рерих. Волею судьбы во время Гражданской войны он оказался в эмиграции, в Америке, но всегда оставался преданным родному краю и говорил: "Сибирь для меня звучит как псалом".

Журнал уже в наши дни впервые опубликовал роман советского классика Всеволода Иванова "Проспект Ильича", а сейчас готовится к публикации роман Николая Анова "Азия", который был написан еще в 20-е годы в Новосибирске.

– В финансово тяжелые годы перестройки журнал не выходил, но в 1998-м возродился, и редактором его после этого семь лет был Виталий Зеленский. 

– Время было тяжелое, но удалось общими усилиями сотрудников редакции, общественности, местных властей, за что им отдельная благодарность, преодолеть эту черную полосу... Спецвыпуск получился уникальный. Совместно с сотрудниками государственного архива Новосибирской области мы подняли документальные фонды "Сибирских огней". В них все сказано без прикрас. Спецвыпуск также выложен на нашем сайте, как, впрочем, и с любым номером журнала за 100 лет. Совместно с Новосибирской областной научной библиотекой мы оцифровали все номера, и все они теперь доступны читателям.

Полный текст интервью читайте здесь

На фото из фондов Государственного архива Новосибирской области: редакция журнала "Сибирские огни" в 1922 году. Давид Тумаркин, Феоктист Березовский, Емельян Ярославский, Лидия Сейфуллина, Михаил Басов, Валериан Правдухин. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

30.04.2022