Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Персональная выставка Варвары Штерн "Тишина"

С 10 сентября по 6 декабря в галерее Виктора Бронштейна
далее...

Прямая речь

далее...

Среда обитания

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Актриса Иркутского драматического театра имени Н. П. Охлопкова, заслуженная артистка РСФСР Тамара Панасюк сегодня отмечает свой юбилей.

Она родилась в Ровенской области, ее родители были сосланы в Сибирь. Детство будущей актрисы прошло в Ангарске. Красавица из "нахаловки" в Майске после школы не попала в студию при иркутском драмтеатре. Но тут же ее подхватил Яков Фролов, режиссер Черемховского театра. Труппа в маленьком городском театре была тогда сильной: в ней работали настоящие артисты из невыездных - таких же, как ее мать и отец, на двоих отсидевших 17 лет, как вся ее репрессированная семья с Западной Украины. Но в 1959 году Тамара поступила в Иркутское театральное училище, а свою творческую биографию начинала на подмостках Черемховского театра, Иркутского театра юного зрителя, а с 1962 года, еще будучи студенткой, и Иркутского драматического театра.

Всего Тамара Ивановна сыграла около двухсот ролей. Мастерство воплощения образов сильных и страстных натур ярко проявилось в ее работах над такими ролями, как Полли ("Трехгрошовая опера"), Макарская ("Старший сын"), Смельская ("Таланты и поклонники"), Кашкина ("Валентина"), Мария Валевска ("Наполеон I"), Кормилица ("Ромео и Джульетта").

Она стала первой в истории мирового театра исполнительницей роли Макарской в "Старшем сыне", поставленном в 1969 году, в том самом, на репетиции которого приходил драматург Александр Вампилов.

- Откуда Макарская? - оттуда же, откуда и я, - сослана сюда с матерью. Теперь одна, секретарь в суде. Ее никто не знает - как меня, которая для всего Иркутска - балованное дитя, вся в любви и ласке. Ее Макарская сначала была в супермини, белом парике. Вампилов отобрал у нее высокие щегольские сапожки Макарской: "Не знаю, каким драматургом прослыву, а вором - точно". Последний разговор с Вампиловым - после утреннего спектакля. Он пришел за кулисы: "Тамара, хорошо". - "Ты ведь об этом не писал". - "Откуда ты знаешь, о чем я писал...".
Наличие у актрисы хорошей сценической пластики, заразительности, драматического темперамента позволяют ей создавать на сцене характеры живые, неоднозначные, всегда запоминающиеся. Таковыми стали в исполнении Тамары Панасюк Соня в "Аристократах", Кабанова в "Грозе", Марта в "Фаусте", Иветта в "Мамаше Кураж", Анна в "Звездах на утреннем небе", Миссис Пирс в "Пигмалионе". В девяностые годы  особенно сильное впечатление оставила ее работа над образами Анны в спектакле "На дне" Максима Горького, Обноскиной ("Село Степанчиково и его обитатели" Федора Достоевского, а в 1995 году иркутские журналисты объявили Тамару Ивановну актрисой года за работу над ролями Гурмыжской ("Лес" Островского) и Раневской ("Вишневый сад" Чехова). В 1990 году ей присвоено звание заслуженная артистка РСФСР.

Фото Анатолия Бызова и из архива театра. 


18.05.2020