Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Выставка «Горизонт иллюзий» продлена до 16 августа

Выставка «Горизонт иллюзий» в галерее В. Бронштейна продлена до 16 августа 2020 года
далее...

Прямая речь

далее...

Среда обитания

Наталья Гончаренко: Сукачевы и Григорий Потанин

Сегодня ровно сто лет, как земную юдоль покинул Григорий Николаевич Потанин. Мне нравится этот человек, много сделавший для науки, Сибири в целом и нашего города, в частности. Конечно, о нём много сказано, поэтому не стану повторяться. Лучше расскажу о том, как создавался его портрет из коллекции Иркутского художественного музея и представленный ныне в экспозиции усадьбы Сукачёва. 

Не так давно я обнаружила новые документы, связанные с историей создания этой картины, и парой интересных фактов поделюсь с вами. Портрет Потанина написала Мария Сукачёва, невестка Владимира Платоновича, жена его старшего сына Бориса. Мария изобразила Григория Николаевича сидящим в кресле. Его руки покоятся на коленях, глаза за стеклами очков смотрят внимательно и устало. Исполненный без прикрас, портрет раскрывает внутренний мир ученого – мудрого, сильного, изрядно потрудившегося и немало испытавшего на своем веку человека. Из документов, хранящихся в фондах Красноярского краеведческого музея я узнала, что свои замечания относительно портрета Г. Н. Потанина высказывал Марии художник Сергей Егорнов. В мае 1901 года В. П. Сукачёв писал Григорию Николаевичу: «Ваш портрет, исполненный Мэри, видел Егорнов и указал некоторые неточности. Мы не согласны с его мнением, но для разрешения спора необходимо сопоставить портрет с оригиналом. Мэри и Борис уезжают в воскресенье утром, следовательно, времени немного. Егорнов готов приехать к ним завтра в пятницу в тот час, когда и Вы согласитесь туда приехать». 

Сейчас трудно сказать, были ли учтены замечания Егорнова Марией Сукачёвой при окончательной доработке портрета, но именно эту картину вместе с несколькими другими своими работами, Мария выбрала для экспонирования на первой сибирской передвижной выставке, инициатором которой она выступила совместно с М. И. Педашенко-Третьяковой. 

Кстати, идею организации передвижной художественной выставки для Сибири поддержал и Г. Н. Потанин, который затем помогал художницам в решении разных организационных вопросов.

Автор: Наталья Гончаренко, заместитель директора Иркутского областного краеведческого музея по развитию 


30.06.2020