Издательство «МИФ»

Уроженец Черемхово открыл юбилейную художественную выставку в Барнауле

В Государственном художественном музее Алтайского края открылась юбилейная выставка Александра Потапова "Гляжу в грядущее с надеждой". 11 февраля ему исполнится восемьдесят лет. В экспозицию вошло около сорока графических и живописных работ, а также инсталляция. Выставка продлится до 23 февраля.

"Глагол" знакомит своих читателей с биографией и творчеством земляка по материалам Алтайской краевой научной библиотеки имени В. Я. Шишкова. 

Александр Никитович родился в 1940 году в городе Черемхово. Его отец работал бухгалтером в поселке Шадринка, где были заключенные, и в семье понимали, что дорожка от дома до барака может быть очень короткой: в те годы любой человек мог быть арестован по какому-то обвинению. Жили очень бедно и голодно. Удивительно, как в таких условиях Потапов захотел стать художником. 

Вся жизнь Потапова связана с Сибирью, поэтому символом укорененности мастера стал творческий псевдоним – Тунгус Черемховский. С 17 лет трудился на производстве, работал вулканизаторщиком, шлифовщиком, слесарем-монтажником, маляром, автослесарем. В 1967 году окончил вечернее отделение Иркутского училища искусств по специальности художник-оформитель. На защиту диплома нужно было сделать три плаката: "Иркутск деревянный", "Ленские писаницы" и "Байкал – жемчужина Сибири". После выпускных экзаменов уехал в Братск. Однако, проработав  художником в Братском дворце культуры, уехал в Новочеркасск. Но Сибирь тянула обратно - вновь  Иркутск, Братск, а с 1972 года - Барнаул. 

Более четверти века Александр Потапов работал в Алтайском творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР, активно участвовал в выставках, создал 28 персональных выставок в  Братске, Барнауле, Семипалатинске, Иркутске, музее "Тальцы", Шелехово, Черемхово, Саянске, Павловске, за рубежом – в Токио. Художник работает как график-станковист, живописец, мастерски владея техникой как линогравюра, гравюра на картоне, литография, офорт, карандаш, монотипия.

Александр Никитович создает множество работ, повествующих о трудовых подвигах жителей городов и сел Алтайского края ("В кузнечно-прессовом", 1976; "Алтайские студенческие стройотряды", 1978; "Пчелка", 1978; "Колькина Эртээшка", 1980). Художнику интересны жизненные истории людей, их судьбы. Так, в серии офортов "История села Поломошного" (1984–1988) художник обращается к теме освоения Сибири русскими поселенцами, колхозному строительству, событиям Великой Отечественной войны,  освоению целинных земель. Особенное место в творчестве занимает лубок, увлечение которым началось с творческой дачи "Челюскинская". Потапов способствовал популяризации почти забытого самобытного явления русского изобразительного искусства. Так, в 1989 году по инициативе художника в краевой библиотеке имени В. Я. Шишкова состоялась выставка работ из коллекции мастерской народной графики.

Любовь к родной истории и культуре движет художником на протяжении всего творческого пути. А началось все с детства, с семьи из десяти человек, бабушки, которая привычно пересыпала разговор пословицами и поговорками. Эти зернышки русской первородной речи в дальнейшем выросли в один из самых многочисленных по количеству произведений цикл "Пословицы и поговорки русского народа", над которым художник работает с 1970 года. Верность русской традиции, ее понимание нашли отражение в графических сериях "Русская масленица" (1995), "Русская сибирская свадьба" (1999), "Русский народный календарь". Поднимая огромный пласт культуры, художник интерпретирует его на свой лад. Это своеобразная энциклопедия в картинках, иллюстрирующая исконный уклад жизни русского человека, где каждый праздник имел свое особое значение, был связан с определенными формами поведения и культурными обычаями.

Александр Потапов – самобытный художник-график, работы которого легко запоминаются благодаря своей художественной выразительности, интересному решению тем, посвященных славянской мифологии, русскому фольклору, литературе. Особое место в искусстве мастера занимает творчество Василия Шукшина, мир образов которого, наполненный характерными типажами, появляется в работе "До третьих петухов" (1988). Его личности посвящена серия из четырёх работ: "Про то, как Василий Шукшин в баньку ходил", "Зеленые алтайские мужики и Василий Шукшин", "А скажи, Василий", "Небылица в лицах". Художнику свойственно философское осмысление действительности. "Россия под знаками Востока. От дракона до дракона" – это графический цикл-хроника 1990-х годов – своего рода история в лицах, где художник размышляет о судьбе России, о силе и непостижимости русского характера. Создавая современные вариации лубка на исторические, производственные, политические темы, он опирается на традиции XVIII – XIX веков. Его работам присуще единство образа и текста, где русский фольклор тесно переплетается с изречениями самого художника. Александру Потапову всегда есть, что сказать людям. Не случайно один из графических циклов 2005 года называется "Продолжаем разговор". Следуя формату "живого" общения, автор полностью исполнил эти работы вручную, придавая каждому листу импровизационную неповторимость. Интересным опытом в творчестве художника последних лет является лубок, сделанный в технике "батика" (росписи по ткани).

Портрет, натюрморт, пейзаж, религиозные и жанровые композиции социальной и этнографической направленности, абстракции и живопись в стилистике лубочной картинки – все это мы встречаем в произведениях мастера. "Исход" (1994), "Проникновение Маракары" (1996), "Русская София" (1996), "Масленица – прощеное воскресенье" (1999), "Град земной и град небесный" (1999), "Едет Святой Георгий на коне" (2000), "Отверзни уста моя и вежды" (2003), "Поле Куликово" (2006). Работы Александра  Потапова находятся в фондах музеев Москвы, Иркутска, Барнаула, Саянска, Шелехова, всероссийского мемориального музея-заповедника имени В. М. Шукшина (село Сростки), в частных собраниях коллекционеров России, Болгарии, Чехии, Греции, Польши, Германии, Кубы, США, Японии, Буркина-Фасо. Член союза художников России, член мастерской народной графики, лауреат гуманитарной премии Демидовского фонда Алтайского края. В 2010 году Александру Потапову присвоено звание заслуженного художника РФ. 

Фото Олега Богданова, Алтайская правда

Читайте также "Уроженец Черемхово стал самым популярным якутским писателем полвека назад". 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

02.02.2020


Новости партнеров

Черемховские неБудни