Бызов

В последний зимний день свой юбилей отпраздновал известный иркутский фотограф Анатолий Бызов. "Глагол. Иркутское обозрение" поздравляет мастера с 65-летием и публикует фрагмент интервью с Анатолием Яковлевичем, которое он дал чуть более года назад Дарье Чикирникой. 

Анатолий Яковлевич, вы окончили исторический факультет Иркутского государственного университета. Как из истории вы пришли к фотографии?

Заканчивая школу, я думал о профессии фотокорреспондента. Но в то время в вузах такой подготовки практически не было, а журналистика в чистом виде меня особо не привлекала. Писать я люблю и могу, но заниматься этим в качестве основной деятельности не хотелось, поэтому из всех зол я выбрал меньшее: стал гуманитарием, поступив на исторический факультет Иркутского госуниверситета. Учиться было интересно, но история так и не смогла победить фотографию. По окончании учёбы занимался прикладной социологией, но через несколько лет ушёл в фотографию.

Вас называют фотохудожником, считаете ли вы себя таковым? И чем фотохудожник отличается от обычного фотографа?

Назвать себя фотохудожником вправе каждый, вне каких-либо критериев и обязательств. Существует Союз фотохудожников России, но члены этого Союза не имеют официального статуса «фотохудожник». Мы знаем много талантливых фотографов, как в прошлом, так и в настоящем, но ни один из них не возвеличивал себя таким образом. Йозефу Судеку достаточно было быть просто фотографом. Но каким! Всё измеряется степенью таланта. И временем.

Несколько слов о ступеньках в творчестве. Человек, который способен на что-тов фотографии, в своём развитии проходит несколько этапов. Сначала это любительская съёмка, фото на память. Затем начинается поиск композиции, ракурса, света - появляются уже более интересные снимки, которые приятно рассматривать. Снимок даже может быть принят на выставку или опубликован в журнале, но это ещё не вершина пути. Настоящая художественная фотография – это не внешняя красивость, какой бы привлекательностью она не обладала, а внутренняя суть изображённых на ней объектов. Увидеть необыденное в обычном и суметь это передать в снимке – вот путь к художественной фотографии.

Как вы думаете, может произойти такое в будущем, что фотография будет стоять наравне с живописью?

Она была и есть наравне с живописью, пусть не с самого начала, хотя это разные вещи. Даже в репортажной фотографии может быть художественность.

Скажу немного о ситуации в современной фотографии. С внедрением интернета на людей обрушилась лавина снимков, причём, мягко говоря, не лучшего качества. В своё время Анри Картье - Брессон изрёк: «Снимать можно хоть консервной банкой», имея ввиду, что аппарат – всего лишь рабочий инструмент, не надо придавать ему слишком большое значение. Сказанное ранее актуально и сейчас, вот только «консервная банка», даже самая простая, изменилась до неузнаваемости: в стандартных ситуациях работает безошибочно, не требуя от владельца даже минимальных технических навыков. И большинству неискушённых пользователей от фотографии стало казаться, что свет-то вовсе и не рисует (фотография – означает светопись), - это снимает камера, причём самостоятельно и теперь уже практически в любых условиях.

Так человек в обыденной жизни превращается в придаток к камере, фиксирующей такие же обыденные ситуации. Свою лепту вносят и социальные сети, в которых пользователи выкладывают неимоверное количество фоток - где был, что видел, что ел. Здесь же, в сетях, начинаются первые фотопробы с претензией на художественность. При этом всегда найдутся «оценщики», готовые «лайкать» любой снимок, поддерживая тем самым явно завышенные самооценки друг друга.

Всё это дезориентирует неискушённого зрителя и прививает дурной вкус. Современная техника – цифровой аппарат плюс компьютер – значительно упростила процесс получения фотографии. Плёночная аппаратура требовала большей осознанности при съёмке – ведь каждый кадр чего-то стоил, а ручная печать под увеличителем требовала развивать интуицию. Поэтому каждый авторский отпечаток мог обладать своей индивидуальной неповторимостью. Что там ручная печать! Сейчас и услугами мини-лабов почти не пользуются, всё в компьютере! Хотя, с другой стороны, зачем печатать, если съёмка идёт без разбора? Такое и на компьютере смотреть не очень-то хочется.

У нас в Иркутске сотни фотографов, предложений по съёмке море, многие снимают задешево. Я смотрю иногда снимки, которые выкладывают в интернете, и порой просто диву даюсь, как люди принимают такую работу, да ещё и платят за это деньги, ведь снято плохо – не с технической точки зрения, а с точки зрения содержания. Но раз берут, значит, не понимают, что такое хорошо, а что такое плохо.

Но неужели всё так печально? И как оценивать так называемый технический прогресс, хорошо это или плохо? На мой взгляд, не хорошо и не плохо. То что есть, следует принять и пережить, извлекая из данных обстоятельств положительные моменты. А плохую фотографию можно победить только хорошей.

Кого из своих учеников вы считаете лучшими?

Было много интересных, способных людей. Вот, например, Светлана Бандурка, у неё коллекция бутылок, и она из них делает различные сюжеты: у начальника, похороны, в аптеке, любовь и так далее. Также она сделала интересную работу совместно с Еленой Мироновой по Питеру – фотографии и тексты. Очень талантливый человек, но при этом очень скромный. В жизни чаще приходится сталкиваться с обратной картиной, когда фотографы с гораздо меньшими способностями очень успешно себя пиарят. Также мог бы отметить Евгению Станевич, сейчас она преподаёт в Байкальской Академии фотографии.

Дарья Чикиркина, ИрСити, 2016. 

Фото юбиляра - Вячеслав Скачков. Остальные фото Анатолия Бызова. Это наш красивый зимний и снежный Иркутск. 

 


03.03.2018