Издательство «МИФ»

"Борьба труда и капитала": Иркутск 1 мая 1921 года

Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова вспоминает 1 мая 1921 года как дату, которая стала значимой, яркой вехой в творческой биографии Николая Павловича Охлопкова. 

Именно к первомайскому празднику в 1921 году будущий известный режиссер, актёр и театральный педагог воплотил масштабную праздничную мистерию на площади III Интернационала. В этом легендарном массовом действе принимала участие простые люди: кавалеристы, пехота, рабочие заводов и фабрик, школьники. 

Огромная многотысячная толпа разыгрывала уличный спектакль "Борьба труда и капитала", а сам Охлопков играл в нем главную роль – Тирана-Капитала. Особое внимание уделил новоявленный режиссёр массовым эпизодам. По площади, инсценируя бой, прошли несколько тысяч пехотинцев. В условленное время рванулась кавалерия, поднятые кверху оголенные шашки засверкали в воздухе. Под грохот орудий прошли артиллеристы, участники недавних боев гражданской войны. Музыка сводного духового оркестра эмоционально насыщала зрелище, придавала ему единство. 

Главным действующим лицом представления был народ, штурмующий старый мир. Зритель представления одновременно оказывался и его участником. В своей программной статье "Об условности" Охлопков вспоминал: "Декораций – никаких…На площади, со всех сторон тысячи зрителей. Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во все, происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо, совершенное спектаклем, осуществилось с помощью древней-предревней силы театра – силы, проверенной веками и называемой воображением". 

Подробности подготовки театрализованного действия читайте у Юлии Переломовой в газете "Восточно-Сибирская правда". 
Это был первый успех Охлопкова как режиссёра. Вскоре он возглавил иркутский Молодой театр, где поставил "Мистерию Буфф" Владимира Маяковского, а чперез год его направили учиться в Москву. Позже он совсем свяжет свою творческую судьбу со столичными театрами, вырастит в самобытного, ни на кого не похожего режиссёра, актёра и талантливого педагога.
Его театр назовут героическим, романтическим, театром открытого и мощного пафоса, с образами героев, наделенных не просто чувствами  страстями, одержимых идеями, постоянно готовых к участию в битвах эпохи.

Напомним, что 2019 год объявлен в России Годом театра. 


Aliexpress WW

03.05.2019

Театральная жизнь