О культурном коде замолвите слово

03 июня 2017

В день города Иркутска «Глагол» не может не вспомнить прошедший на днях дискуссионный клуб «Культурный код Иркутска», организованный клубом «Губерния», фондом Ю.А. Ножикова, «Байкальскими стратегиями» и информационным агентством «Байкал24».

По количеству участников можно сказать, что тема взяла за живое. Дискуссия продолжается четыре дня в социальных сетях. Модератор клуба Андрей Фомин (Иркутские кулуары) радостно заявил, что «понравилось, что народ был заинтересован в разговоре, не отбывал номер. И те, кто выступал, и те, кто просто слушал. Спорили хорошо. Прям хорошо - спорили-то! Вот очевидно было для меня, что скуки не присутствовало - от всех этих умных (или псевдоумных) разговоров. И в кои веки народ реагировал на шутки. В Иркутске и - на шутки. Представляете? Жуть. Наверное, это всё-таки были ангарчане!»

Вот что пишут приглашенные и те, кто не был, но не мог не ответить.

Михаил Дронов, генеральный директор медиа-группы «БайкалТелеИнформ»:

Решил привнести свою дефиницию: Культурный код Иркутска - это яростный спор владельцев черного Range rover' а и белого Land cruiser'а за парковочное место во дворике полуразвалившегося деревянного особняка XiX века.

Никита Добрынин, молодой режиссер:

И вот это экспортирование творческих людей на то, чтобы они ехали, учились, становились, оно мне кажется очень правильным, иначе никак…невозможно осознать свой культурный код, находясь дома, только постоянное сравнение ведет к развитию, постоянный обмен, тогда ты понимаешь, что твое и что ты.

Александр Скальд, поэт:

Сразу оговорюсь, что в числе наиболее часто звучавших были: богатый генофонд и этнофонд в синергии дающие положительный эффект; объекты деревянного зодчества и необходимость сохранить их и преумножить преодолев жадность лиц заинтересованных в застройке занимаемых ими территорий; наличие многоцехового, но, к сожалению, замкнутого на внутри себя в каждом отдельном цехе, уклада устройства творческих и иных сообществ; совково-советская инерционность финансируемых из бюджета структур, имеющих прямое отношение к культуре и, во многом, определяющих векторы развития; слабая заинтересованность в развитии культуры и низкий уровень понимания роли культуры среди ЛПР (лиц принимающих решения), концентрация их внимания на "деловых" сферах; массовый отъезд талантливых людей из Иркутска предпочитающих иные регионы для самореализации. От себя добавлю, что для меня культура входит в блок "социо" и не вполне верно рассматривать ее вне контекста "социо", но как уточнение внутренних позиций в чистом виде - а почему и нет?!

Итак, вопрос: напишите три слова или фразы характеризующие "культурный код Иркутска"? Круглый стол - это замечательно! Но не все смогли на него попасть. А хочется мнений, разных и всяких.

Владимир Симиненко, директор проекта «Иркипедия»:

В продолжение разговора на дискашен-клаб. Я начал подбирать сведения о памятниках в разных городах уроженцам этих городов, поскольку, один из докладчиков вменил это в обязанность культурному городу. Правда, докладчик этот хитер и изворотлив и всегда может отказаться от своих слов, сославшись на то, что важны не слова, сказанные им, а смыслы. Тем не менее. И ты знаешь, сдается мне, что нет такого города на земле, где с памятниками местным уроженцам - о`кейно... Даже в Москве больше норовят ставить "понаехавшим тут". Хотя, конечно, и уроженцам ставят. Впрочем, боюсь, ставят там уроженцам не потому, что Москва культурней Иркутска в этом плане. Боюсь даже, ни одному москвичу не придет в голову, выбирая персону для возможного памятника, начинать с выяснения паспортных данных персоны. Иркутянину - приходит. Может, в этом культурный код и самость Иркутска? - задумался я. Впрочем, это если и код, то вообще всех провинциальных городов и культурологов, о которых ничего не известно в культурологии. Например, Красноярский культуролог "в-себе-и-для-себя" тоже переживает по поводу красноярской культурности - подлинной или мнимой. Эва, а нам впаривали, что Красноярск - дюже культурный город!

P.s. Если я чувствительно задел культуролога, то извиняйте, он и сам заранее зачислил всех возможных полемистов в "пантентованные дураки"

Марк Меерович, архитектор, профессор ИРНИТУ:

В Иркутске, даже будучи «размытой» точечной застройкой, оно всё ещё продолжает существовать обособленными деревянными островками-ансамблями. И ещё есть возможность сохранить этот уникальный маркер идентичности нашего города. Судьба деревянного зодчества полностью в руках городских и областных властей. Городских – потому что значительная часть относится к муниципальному жилому фонду. Областных – потому что функция охраны объектов культурного наследия законодательно закреплена за субъектом федерации и осуществляется Службой охраны объектов культурного наследия под руководством правительства Иркутской области.

Именно деревянное зодчество может сохранить индивидуальность Иркутска. Поэтому надо восстановить заявку Иркутска о включении города в список объектов мирового культурного наследия Юнеско. Как рассказал Марк Григорьевич, в 1989 г. усилиями нескольких специалистов-энтузиастов Иркутск был включен в предварительный список объектов мирового культурного Юнеско, но так и остался в нем, поскольку городские и областные власти не осуществили дальнейших усилий по вхождению в эту программу. Ведь, с одной стороны, это сулило получение немалых средства республиканского бюджета, но, с другой, накладывало немалые обязательства (в том числе и по недопущению сноса деревянной застройки и строительства на ее месте современной). Координированные действия и взаимная заинтересованность муниципальной и областной властей в возрождении исторического центра Иркутска, способны изменить ситуацию.

Владимир Демчиков, журналист, колумнист:

Изначально выгодное географическое положение сейчас утрачено, развития у города нет. В том числе культурного. Существующая инфраструктура – советских времен. Когда-то было Восточно-Сибирское издательство, Восточно-Сибирская студия кинохроники и пр. – мощные «двигатели» нашей, сибирской культуры. На данный момент ничего подобного нет. Поэтому надо признать тот факт, что в регионе есть писатели и поэты, но у них нет возможности печататься, «их с фонарём надо ходить, искать».

Главная ошибка – удерживать население в регионе. Оно всё равно уедет. Но есть другой путь, на мой взгляд, продуктивный: не удерживать народ, а «выталкивать». Например, лучшее, как мне кажется, что делает Мацуев – конкурс «Новые имена». Ребятишки получают возможность ехать учиться в другие города. Иркутск должен быть таким трамплином, с которого легко стартовать. Здесь должны быть филиалы каких-то значимых конкурсов, здесь должны проводить отбор для больших российских, международных фестивалей.

Владимир Скращук, журналист:

Владимир Демчиков раскрыл глаза: в Иркутске при всем обилии памятников есть всего один памятник уроженцу Иркутска. И аудитория - несколько десятков человек - без подсказки не вспомнила.

 

Продолжение следует…

 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также