Отражения «БиографиИ»

03 июля 2017

Один – задумчивый и сосредоточившийся над листом бумаги. Другая – смеющаяся так озорно и всепоглощающе, что уронила на колени раскрытую книгу. По соседству с ней – пойманная в момент увлеченного рассказа, а рядом – молча стеснительно смотрящая в камеру. На стендах рядом – дословно напечатанные моменты из их жизни, рассказанные ими во время этой фотосессии.

«Мы все становимся чуть-чуть знаменитыми»

В Галерее «Революция» – последний день выставки, завершающей необычный продлившийся больше года проект «БиографиЯ». Поэтому его участники, юные биографы, тоже здесь: вот-вот им предстоит забрать свои портреты, сделав их и воспоминания обо всем, произошедшем с ними в проекте, частью своей личной биографии. Пока же они еще переживают моменты жизни в нем. Читать их истории, где в «первосказанном виде», без единого редакторского прикосновения сохранены детские слова, искренние, юркие, открывающие детский путь в мир взрослых и возвращающие оттуда обратно совсем другими, разговаривать и обмениваться с ними взглядами в это время – сродни присутствию при волшебстве, когда видишь что-то завораживающе-трогательное и боишься спугнуть.

– Когда мне предложили выбрать их нескольких фотографий ту, которая будет на выставке, я сразу определила одну: она понравилась мне тем, что я сижу на ней в интересной позе и улыбаюсь, как папа. Я приводила сюда бабу Галю, с которой редко видимся, она очень обрадовалась, когда мою фотографию увидела, и сказала: «Да, у тебя улыбка моего сына», – начинает импровизированную экскурсию для меня Полина Солнцева.

– А мои ощущения от этой фотографии для меня полностью совпали с теми, что у меня были на мастер-классе, я удивилась, как фотограф уловил настроение, – подхватывает Лера Бушмакина.

– Когда увидела все наши фотографии, подумала, что мои друзья становятся знаменитыми по-чуть-чуть. И я тоже. Все мы становимся немного знаменитыми. Для друзей, знакомых, для родственников, – заключает Кира Ушакова.

Моменты этих разговоров ловит автор всех фотографий выставки, снимавшая ребят на большинстве мастер-классов и сделавшая множество снимков-открытий участников «БиографиИ», – Алена Аманмахова (Симонова).

– Мне ужасно нравится наблюдать, как у них работают шестеренки. Им задали вопрос – и видно, что процесс запущен. Есть дети, которые мгновенно могут давать ответы, а есть те, которые переваривают информацию, и ты видишь, что внутри их души происходит. Каждый из детей, которые участвовали в проекте, потрясающий, уникальный, каждый – интересная личность. Все они здесь неслучайно, все обладают талантом думать, озаряться мыслью, не важно, доносят ее или нет, все равно это видно. Так как у меня есть возможность наблюдать за детьми, я считаю себя счастливчиком.

– Что, не увиденное в процессе съемки, вы замечаете уже во время отбора фотографий?

– Новые детали. Сюжет в момент снимка не всегда очевиден. Вроде что-то в объектив видишь, а подальше происходи что-то другое, и это ты заметишь уже потом. Думаю, родителям, которые потом эти фотографии смотрят, важно увидеть детей в моменты, когда они их не видят. И тут важна не художественная ценность, а эмоции, событийность, момент, когда происходит ощущение небольшого хаоса, и он интересен сам по себе, момент, когда они думают, говорят, когда радуются. Это становится ведущим для тебя как фотографа, и ты делаешь на это скидку.

Герои научили выносливости и силе воли

Больше, чем за год, на мастер-классах я несколько раз наблюдала, как они устраивались в кругу, предвкушая новую историю, приключение, появления обычных предметов, с которыми предстояло сделать что-то необычное самим, здесь и сейчас, под впечатлением от услышанного и пережитого. Как мгновенно перевоплощались, стоило им превратиться из просто собравшиеся вместе детей в детей слушающих, воображающих, думающих, сочиняющих про себя истории, сочетающие их собственные знания, игру воображения и эмоции от нового рассказа о ком-то, от чьей жизни захватывает дух. Как чутко они воспринимали рассказы о героях. Сколько качеств отмечали, сколько раз признавались, что и сами хотели бы так же – делать открытия, писать книги, сниматься в кино, отправляться в кругосветные путешествия. Интересно, но на кого-же одного они все-таки хотели бы походить и чему научили их герои?

– На Чарли Чаплина, потому что он смешной, – сразу вспоминает своего фаворита Ваня Жупиев.

– Все научили выносливости. А походить хотела бы на Чарли Чаплина, потому что его история научила, что не надо переставать мечтать, – с воодушевлением продолжает Диана Гук. – Он же был бедным, потом богатым, потом опять бедным. Много трудностей пережил. И когда уже думал, что ничего не получится, все хорошо закончилось.

– На Малалу, потому что она добрая и помогает всем (Малала Юсуфзай, самый юный в истории лауреат Нобелевской премии мира (2014), ей было 17 лет. Это первый несовершеннолетний лауреат – Авт.), – абсолютно уверена Настя Борцова. – Она всегда находила, что надо делать, всегда все понимала. И она добилась своего. Мне она нравится. Вот прямо очень она хорошая. В ней есть все качества из людей, которые хорошие. – Вообще же все герои, о которых мы узнавали на «Биографии», научили нас понимать других, научили ценить людей, их открытия, быть добрыми, всегда помогать, стремиться и мечтать.

– Малала научила тому, что все должны бороться за образование, что не только мужчины, но и женщины должны быть образованными, – подхватывает Полина Шабунова. – Она и другие герои научили нас силе, но не физической, а силе воли.

Пока они говорят о своих фаворитах-героях, предложенных автором проекта Маргаритой Ушаковой, предлагаю им попробовать поменяться с ней ролями и предложить своего героя для «Биографии», об истории которого они сами рассказали бы на мастер-классе.

– Я бы рассказал о Пушкине, – сразу тянет руку Ваня Жупиев.

– О биографии Владимира Путина, – уверен Влад Аршинский.

– Я бы провела «Биографию» про актера Малифисенту, – мечтательно отвечает Кира Ушакова.

– А я бы сделала биографию моей лучшей подруги Леры, потому что она ничего не боится, даже лазит по крышам. Меня это иногда удивляет, – предлагает Вероника Алашкевич.

– Я бы хотела рассказать про писателя Виталия Бианки, он написал произведение «Лесные домишки», – делится Алиса Бурзунова.

– Я бы тоже о писателе, о Николае Носове. Потому что мне так понравился рассказ «Фантазеры», я его почти наизусть выучила, – улыбаясь, произносит Диана Гук.

– Я бы хотела рассказать о Сергее Есенине, это мой любимый писатель, он пишет очень красивые стихи. И мне на день защиты детей подарили толстую книгу его стихов, – говорит Полина Солнцева.

– О Малале, – с особым чувством говорит Кира Кузнецова.

«Опять не знать, чтобы опять удивиться»

Вспоминаю, как впервые увидела их в беседке, открывающих мир книги Натальи Щербы «Часодеи», когда они зачарованно слушали историю, а потом, когда стали говорить, оказалось, что они когда-то уже много обдумывали темы, из которых соткана эта книга. А потом – в библиотеке, таких оживленных при обсуждении биографии Владимира Даля. И спрашиваю их, в какой момент мастер-классов они сами хотели бы вернуться.

– Мне все запомнилось, и я готова вернуться в любой момент, – говорит о любимом Маша Григорьева.

– Мне бы хотелось вернуться в момент, когда мы узнавали про Антуана Сент-Экзюпери. Я не знала, кто ее написал, книгу про «Маленького принца», а когда узнала, то очень удивилась. Я бы хотела опять не знать, чтобы узнать и еще раз удивиться, вот такое удивление было, – делится Лера Бушмакина.

– В историю про леденца, когда мы рисовали и слушали. Там работали даже взрослые!, – вспоминает Вика Деревенец.

– В момент, когда мы писали свою историю. Мне он показался очень интересным, и я даже сама захотела написать свою историю, – добавляет Ира Деревенец.

– Где мы рисовали и писали письма чернилами. Это все было интересно, мне бы хотелось продолжить. Там мы еще писали на коре, всем это очень понравилось, даже мне. Чернила были, как настоящие, самые настоящие чернила! Мы писали пером и даже специальной ручкой такой, там был такой специальный кончик, как будто бы царапалка, мы макали и писали, – воспроизводит детали яркого воспоминания Настя Борцова.

«Биографию» никак нельзя отложить

В этот день они закольцовывали большую длинную историю, сложившуюся из многих разных, но похожих одним – все они не оставляли равнодушными, все стремглав проникали в душу и оставались в ней яркими зажигающими воображение всполохами. И я предложила им вернуться в ее начало и ответить, почему они выбирали «Биографию» измногих других приятных и полезных дел: кружков, прогулок с друзьями, игр или просмотра любимого фильма. Чем их так привлекала роль исследователя биографий других людей?

– Мне «БиографиЯ» нравится. Дела можно отложить на потом, «Биографию» нельзя никак пропустить, – афористична Полина Шабунова.

– На «Биографии» можно узнавать новых и новых людей, что-то новое, все это пригодится дальше в будущем. Например, если будешь работать в профессии, которая связана с биографиями знаменитых людей, ты будешь это знать, и это тебе пригодится, – практична Вероника Алашкевич.

– Мне понравилось, что мы узнавались о других людях, которые, может, даже не в наших странах живут или когда-то жили. Мне очень понравилось это слушать, – мечтательна Алиса Борзунова.

– Я люблю сюда ходить, потому что здесь можно рисовать, – краток, но конкретен Петя Симонов.

– Биографию можно услышать и записать. А потом ты достаешь, когда будешь старый уже, прочитаешь и вспомнишь свое детство. Здесь можно написать книжку о своем детстве. И разные люди смогут о тебе узнать и будут тоже сохранять свои биографии, – романтична Кира Ушакова.

– На «Биографии» интересно. Вот ты не знал Чарли Чаплина – и узнаешь много интересного, даже о тех, о ком не думал. Изучать людей интересно. И еще я на «Биографии» хотела немного познакомиться с новыми девочками, – признается Полина Солнцева.

«Не уставать! Стремиться!»

Юные биографы, ставшие исследователи, историками, архивариусами, составителями словарей, сценаристами. Ставшие чуть-чуть волшебниками. Все это мелькает в их словах, структуре предложений, выбираемых определениях. Если просто прислушаться – можно услышать много нюансов, «угнездившихся» в новом детском мире. Они всегда удивляли меня подбираемыми словами, в которых зачастую было больше, чем в длинной фразе. Необычными мыслями, приоткрывающими сложный и уже такой многогранно обжитый внутренний мир. Тем, что могли мгновенно разглядеть в только что ставшей и частью их жизни истории. Тем, что могли за минуту показать и присущие только детям черты, и недетскую мудрость, свидетельствующую о том, как о многом они думают, оставаясь сами с собой, и как вообще много думают. И я удивлялась снова, читая их ответы на вопрос, на который я просила их ответить письменно, подумав, нарисовав и написав что-то для тех, кто может присоединиться к возможному продолжению проекта (ответы, как и все истории на выставке, приводятся в первозданном авторском виде).

– Я бы пожелала посмотреть на жизнь под другим углом вместе с героями «Биографии» (Ксения Кыштымова, 12 лет ).

– Не уставать! Стремиться! (Диана Гук, 8 лет 8 месяцев)

– Удачи, чтобы все получилось (Иван Жупиев, 9 лет, школа №24)

– Прийти на этот проект стремиться к мечте (Кира Константинова, школа №27, 3в, Ангарск).

– Успеха, чтобы они не бросали это занятие, чтобы у них была самая длинная история (Катя Нестерова, 8 лет).

– Внимания, памяти, успехов (Шабунова Полина Сергеевна).

– Будь выносливым и не сдавайся (Кира, Кузнецова, Денисовна, школа №11, 2а, 8 лет)

– Я бы им пожелала, чтобы они не стеснялись других ребят, если им что-то непонятно, задавали вопросы. Ведь здесь все ребята и Рита очень дружелюбные и помогут (Валерия Бушмакина, 11 лет).

– Удачи, чтобы они окунулись в историю и радости (Алиса Бурзунова, 2а класс, школа №17).

– «БиографиЯ» каждого человека учит чему-то (Влад Аршинский, 13 лет).

Безусловно, учит, и не только детей, но и всех взрослых, соприкоснувшихся с проектом. Пониманию детского мира, детского языка и мышления. Пониманию себя и того, что происходит вокруг, с участием таких необыкновенных детей. И еще, несмотря на то, что проект завершен, хочется узнать его жизненное продолжение. Как недавно сказал один из соведущих: «Интересно узнать, как дальше сложится судьба этих детей». Мне тоже.

Визитка

«БиографиЯ» – авторская программа Маргариты Ушаковой, кандидата психологических наук, выпускницы сертифицированного дистанционного курса Гарвардского университета (США) по работе с личностными изменениями «Unlocking the Immunity to Change: A New Approach to Personal Improvement» (2014).

В основе программы, в которой в 2015-2017 годах принимали участие дети 7-12 лет, – знакомство с биографиями интересных, успешных, талантливых людей разных эпох. Чтение вслух специально подобранных фрагментов биографических книг, обсуждение взаимосвязей разных событий и выполнение необычных заданий было построено таким образом, чтобы знакомство с биографией другого стало основой для первых страниц своей личной истории. Это помогает расширить представления детей о собственной жизни – о том, что было, что происходит сейчас и, самое сложное – что может случиться в будущем. Согласно исследованиям, чем дальше может заглянуть школьник в своих мечтах и планах, тем ниже вероятность появления проблем в его поведении и тем лучше он адаптируется в обществе.

Автор: Анна Важенина. Фото Ольги Курчавовой и Алены Аманмаховой (Симоновой)

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также