Марксов должно быть много: в Иркутске прошла дискуссия к 200-летию немецкого философа

05 мая 2018

Если вы думаете, что про Маркса с советских времен не говорят, то глубоко ошибаетесь. В иркутской галерее ЧЕ ГЕВАРА клуб молодых ученых «Альянс» собрал социологов, философов и общественников поговорить о роли Маркса сейчас, двести лет спустя.

"Глагол" утром опубликовал выступление публициста, кандидата исторических наук Сергея Шмидта. Предлагаем отрывки из выступлений других участников. 

Доктор философских наук, профессор Николай Коноплев заявил, что, открыв интернет, можно найти большое разнообразие мнений о Карле Марксе. В одном случае, это величайший террорист мира, в другом – величайший человек мира, который предсказал кризис 2018 года.

Николай Коноплев остановился на отношении Маркса к России. Он выделяет два этапа: первый этап – это когда Маркс завершил «Капитал», и отношение к ней было негативным. Тогда он писал о Крымской войне (тема после 2014 года получила новый смысл) и революции 1848 года. Второй этап, по его мнению, это анализ азиатского способа производства. 

Европейская цивилизация, - говорит Коноплев, - основана на свободе и частной собственности, она стала развиваться по мужским стандартам: перенести труд на машины и заняться духовной деятельностью. Россия же базировалась на общинной собственности и пыталась догнать Европу. 

Во втором этапе изменилось отношение к России. Вспомните, что народница Вера Засулич написала письмо Марксу с просьбой показать пример - в какую сторону развиваться: капитализм для России не подходит. Энгельс подсказал Марксу идею азиатского способа производства без частной собственности, о чем Маркс и написал Засулич. 

Маркс велик тем, что внес вклад в то, что мы сейчас называем социальная форма движения материи. Революция поставила предел капиталу, после этого Европа ввела восьмичасовой рабочий день и социальные гарантии рабочим. Чтобы восторжествовало социальное равенство в мире, необходим был более долгий период времени, чем сто лет, - закончил профессор Конплев.

Кандидат философских наук Михаил Рожанский свое выступление начал с того, что обозначил позицию: Шмидт сказал, что мозги человека не отчуждаются от капитала. Я и Карл Маркс с этим не согласны. Современность дает нам много примеров, что не человек управляет своим взглядом на мир, а определенный взгляд на мир управляет человеком. Социологическая теория Маркса принята во всем мире. Есть отношение между людьми, а есть сущность отношений (базис). Человек как социальное отношение между людьми. Человек – это ансамбль общественных отношений, он активен в этих отношениях. У него есть выбор между нормами. Он может бунтовать, он может выбирать. Личность как активное начало и выступает актором общественных отношений и истории.

Здесь нельзя не привести в пример цитату Карла Генриховича Маркса: на место старого буржуазного общества с его классами и классовым антогонизмом должна прийти ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием развития всех.

Кандидат исторических наук Мария Плотникова считает, что центральной идеей теории Маркса была классовая борьба, которая была упрощена всего до двух классов - пролетариата и буржуазии, или труда и капитала. Численность пролетариата, по мнению Маркса, должна была возрастать, и это позволило бы превратиться ему в большинство населения. И поскольку пролетариат самый большой по численности класс, то он и будет определять социальные отношения в обществе. 

Кстати, в те годы были и другие концепции, которые тогда не состоялись, например, доктрина социальных реформ Дж. Милля (нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения, т.е. Маркс хотел изменить отношения между рабочими и буржуазией, которые складывались на производстве, а Милль - законы распределения), или закон народонаселения Томаса Мальтуса (при благоприятных условиях население, увеличиваясь в геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство пищи и других предметов существования, возрастая всего в арифметической прогрессии, не сможет преумножаться такими же темпами, и тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества). Как показало время, и первая концепция, и вторая оказались несостоятельными, так же как и концепция Маркса, реализованная в России. И только из-за этого она сохранилась до настоящего времени.

Общественный деятель левого толка Андрей Калинкин честно признался, что Маркс становится утопией для Европы, и это продвигается несмотря на то, что признаются его достижения. Он указал на роль человека труда в будущем. Свобода – это осознанная необходимость. Если ты находишься во власти иллюзий, ни о какой свободе не может идти речи.  Если нет прибавочного продукта, откуда взялись олигархи? В этом Андрей спорил с Сергеем Шмидтом. 

Довольно интересным было выступление историка из Иркутского госуниверситета Дмитрия Козлова. Для него Марксов очень много. Маркс Михаила Яковлевича (Рожанского) – это экзистенциальный Маркс. Французский философ конца XX века Жиль Делёз представлял Маркса без бороды. Надо найти точку входа в Маркса, например, Маркс и Россия. 

Когда говорят свобода, одновременно могут тырить мелочь из кармана. Есть пролетарская свобода, есть буржуазная. Это разные свободы. Для пролетариата свобода – это сокращение рабочего дня. Для буржуазии свобода – это свобода предпринимательской деятельности.

Маркс - это философ подозрения. Он силен в идеологии. Идеология имеет своего хозяина, свою проплаченность, свою конечность. Идеология врет нам. Но без идеологии нет правды. Идеология – это заблуждения, но без них невозможно функционирование общества.

Козлов удачно цитировал другого немецкого социолога Никласа Лумана: идеология левая – это логика парадоксов. Общество не равно обществу. Это интересно. Правая идеология – общество равно обществу. Это скучно. Диктатура пролетариата – надо усилить власть до бесконечности, а то мы не сможем скакнуть в бесклассовое общество. Это интересно и завораживает. Даешь много Марксов и без бороды!

В конце дискуссии на сцену вышли иркутские предприниматели. Так, Дмитрий Толмачев изучал Маркса только в студенчестве, а все остальное "видел в жизни". Однако и он признался, что уважает именинника "за то, что он разложил капитализм". Сергей Беспалов был более резок: В России до сих пор ностальгируют о Марксе, но это прошлое. И это прошлое нужно оставить в прошлом.

В итоге стоит сказать одно: большинство выступающих получило образование в то время, когда учение Маркса было в приоритете. Такое марксово мышление. Современная молодежь так глубоко не копает. Но в юбилейные дни такие дискуссии необходимы. Кстати, часть дискуссии шла в прямом эфире в Instagram, и комментарии о беседах иркутских интеллектуалов были сплошь позитивными. 

Фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также