Издательство «МИФ»

Первый сезон Черемховского горняцкого театра

"Глагол" уже сообщал о том, что в 2019 году Черемховскому драматическому театру имени В. П. Гуркина исполнится 80 лет. К этому событию мы подготовили несколько материалов, посвященных истории театра. Первый из них уже вышел в июне этого года. Сегодня речь пойдет о том, как готовилось открытие театра, какие спектакли вошли в репертуар первого сезона. На дворе стоял 1939 год.

_____________________

В Черемхово нужно построить театр, - заявил секретарь парткома шахты имени Кирова товарищ Пахомов на третьей областной партийной конференции 26 февраля 1939 года. Вероятно, местные жители понимали, что театр должен развиваться и иметь собственное помещение.

Маленький театр на Шадринке начал свою работу 31 декабря 1932 года пьесой «Плавятся дни». Тогда зрители не расходились долго, все не верилось, что у них есть самодеятельный, но свой театр. За несколько лет он разросся, привлек новые кадры, но городской театр есть городской театр. Решение принималось на самом высоком уровне – отдел искусств облисполкома поставил в план на 1939 год  открытие сразу двух театров – в Черемхово и Бодайбо. 3 августа в «Восточно-Сибирской правде» вышла небольшая информация о том, что постоянной площадкой театра станет клуб шахты № 7, а трест «Востсибуголь» обязался отремонтировать здание и надстроить сцену, чтобы после ремонта зрительный зал мог вмещать до 450 зрителей. Директором театра был назначен С. И. Скидельман, заместителем директора – В. Самойлович, художественным руководителем – Н. С. Сорокин.

По городу пошли слухи, что театральный сезон откроется в середине октября, но руководство театра так не думало: труппа актеров набрана (прислана из столицы), артисты приехали творить большие культурные дела, но оказалось, что жить актерам негде, а о постройке театра больше говорили, чем делали.  

Началась заседательная суета: бесконечные совещания в горкоме партии, горсовете, рудкоме угольщиков. Артисты все это время сидели без работы. Только 7 октября пришли строители и начали достройку и реконструкцию бывшего клуба инженерно-технических работников, но время было упущено: рабочей силы и материалов не хватало, внутренняя реконструкция клуба несколько раз откладывалась, на сцене вместо электромонтажа предлагалась времянка, штукатурка отменялась и т. п. Параллельно руководство клуба страстно хотело совместить театр с биллиардной.

Октябрь шел долго: на строительстве работало пять – шесть человек, а городской совет и организация железнодорожников не выполнили своих обещаний по многим вопросам. Вопросы по квартирам решались из рук вон плохо: на всю труппу из 50 человек выдали 20 комнат в общежитии, что никак не устраивало семейных артистов. Трест «Востсибуголь» категорически отказался выделять квартиры.

Вскоре областная пресса написала, что черемховцы получат подарок к 22 годовщине Великого Октября, а рабочие «Востсибугля» взяли на себя повышенные обязательства успеть сдать в эксплуатацию пристройку городского театра.

На открытие первого сезона режиссер Л. Долин выбрал пьесу И. Прута «Член реввоенсовета». Темой пьесы стал военный эпизод на Астраханском участке Юго-Восточного фронта в 1919 году, которым руководил Сергей Киров (в спектакле имя героя – Андрей Матвеевич Лукин). Действие проходило в кабинете Лукина (актер Головин). Астрахань была окружена со всех сторон белыми, и была угроза объединения войск Деникина и Колчака. Но необходимо было поставить доставку нефти, и эту операцию успешно провели местные большевики – тетя Шура (артистка Пальмина), Иван Нестор, Василий и Аня с помощью бакинской партийной организации. Газеты писали, что в то время особенно интересно показать в театре, как еще в период гражданской войны под руководством наших вождей зарождались традиции геройства и боевых подвигов, борцов за социалистическую революцию.

Премьеру назначили на 7 ноября. В день анонса 5 ноября в газете «Черемховский рабочий» было опубликовано объявление, что театру было нужно две гардеробщицы и одна одевальщица.

Сам же театр получил название Черемховский горняцкий. В плане праздничных мероприятий к годовщине Октябрьской революции было написано, что по окончанию митинга все коллективы демонстрантов двигались мимо трибуны по 2-й улице к театру и оттуда расходились по своим коллективам. Ну а вечером – на премьерный показ.

Вечерние спектакли начинались в 20.30 часов, однако уже через неделю начались и утренние спектакли. С 17 по 24 ноября в театре шел спектакль «Павел Греков» (режиссеры – Борис Войтехович и Леонид Ленч). Ранее, в феврале этот же спектакль прошел в областном драмтеатре, где в главной роли сыграл Захарий Вин. Один из учеников третьей школы написал в газету свою рецензию о спектакле: он произвел хорошее впечатление. Смотришь пьесу – ни на минуту, ни на секунду не было возможности оторваться от действа, которое происходило на сцене. Главного героя – преданного большевика Павла Грекова – играл актер Баранов, который «создал образ мужественного большевика, побеждающего все трудности». В роли националиста Нарзулаева выступил актер В. Н. Головин, также отлично справившийся со своей задачей. Головин запомнился черемховцам еще с первого спектакля, когда также хорошо создал запоминающийся образ (Член реввоенсовета), сочетающий в себе большевика, человека большой душевной простоты. «Восточно-Сибирская правда» писала, что черемховские артисты правильно поняли замысел показать врагов, клеветников и двурушников, пробравшихся в партию. Секретаря райкома Ковалева сыграл артист Н. Я. Волконский, троцкиста Сорокина – артист М. М. Кайсаров. Театр быстро стал центром культурной жизни Черембасса.

Новый театр требовал увеличения штатных единиц. Так, 16 ноября в местной газете вышло объявление, что он закупает швейные машины и приглашает на работу столяра, рабочего сцены, кочегара и швейцара.

Всего в первом сезоне театром было сыграно 15 пьес. Отметим лишь несколько. Это трагедия «Анджелло», пьесы «Мадам Сан-Жен» и «Мать своих детей». Так, в последней главную роль матери своих детей Екатерины Ивановны Лагутиной безупречно сыграла А. И. Раич, а ее дочь Надю - актриса В. С. Лапина. Художниками спектаклей выступали А. В. Прокопенко и К. И. Иванов.

Однако были и недовольные. В письме в редакцию «Черемховского рабочего» депутат горсовета, домохозяйка П. В. Бутакова возмутилась, что возможность побывать в театре была не у всех. Например, не использовался радиоузел, а ведь «нужна только инициатива, горняки любят искусство, стремятся к культуре и всегда будут приветствовать инициаторов этого благородного дела».

В конце ноября еще одной премьерой стала «Последняя жертва». Пьеса Александра Островского не имела ярко выраженных типов, но труппа театра показала «отрезок русской жизни того времени, когда на смену гибнущему дворянству шел новый класс торговой и промышленной буржуазии». В спектакле были задействованы все сильнейшие на то время артисты Н. Я. Волконский, Е. А. Пальмина, А. И. Раич, Н. С. Сорокин, Т. Н. Моэд, А. И, Нилов, В. Н. Головин, Е. И. Варавина. Спектакль шел в пяти действиях и был удостоен рецензий в областной прессе. Всего в первом сезоне черемховские артисты сыграли 212 спектаклей, которые посетили почти 50 тыс. зрителей.

В марте 1940 года первый секретарь Иркутского обкома ВКП(б) Кирилл Качалин на четвертой партийной конференции отчитался, что Черемховский и Бодайбинский театры организованы и приступили к работе. А 21 сентября 1940 года пьесой «Разлом» в четырех действиях начался второй сезон Черемховского горняцкого драматического театра.

                                                              Алексей Петров, историк

                                                              Иркутск - Черемхово - Иркутск

Фото из открытых источников


Aliexpress WW

06.08.2018

Черемховские неБудни