"Прогулки по старому Иркутску" приглашают на Кругобайкальский тракт

Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» приглашает вас 7 сентября на новую уличную встречу десятого, юбилейного, сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску». Как и прежде, каждый вторник в 18:00, мы знакомим всех желающих с историей Иркутска и его жителей.

Напоминаем, что они встречи идут в прямом эфире в группе «Прогулок» в социальной сети Facebook, а затем видео будет выставлено во все соцсети проекта и на канале Petrov.Media. Все участники проекта соблюдают социальную дистанцию и поддерживают масочный режим. К каждой встрече издается специальная открытка

Начиная с конца XVII века существовало два пути от Иркутска на восток: водно-гужевой через исток Ангары и озеро Байкал и гужевой через южною оконечность Байкала. Первый путь в обход озера Байкал с юга был проложен через Тункинскую крепость и хребет Хамар-Дабан. В начале XVIII века усилиями землемера Александра Дедова был найден более короткий путь от Култука через Хамар-Дабан. Его называли Кругоморский (Хамар-Дабанский) тракт. Затем к этому пути добавился Игумновский тракт, а в начале XX века и Купеческий тракт. В законодательных актах конца XVIII–начала XIX веков дороги через Хамар-Дабан не имели названия, но в документах местной администрации и различных публикациях путь сообщения Иркутска с Забайкальем называли «Кругоморский» или «Кругобайкальский» тракт.

Тракт от Иркутска к Байкалу по Кругобайкальской дороге начинался от Троицкого перевоза через Ангару (названного по имени Троицкой церкви), продолжался по предместью Глазково, шёл по Кайской горе, долине Каи, поднимался на Синюшину гору, а оттуда спускался в долину Иркута и по ней до доходил первой почтовой станции Введенской. Затем дорога из широкой переходила в узкую, просёлочную. И опять горы и лес, повороты, спуски и подъёмы. Преодолев более 90 вёрст и ещё две почтовые станции, путники попадали на берег Байкала у села Култук.

Настойчивые и длительные поиски удобной дороги вокруг Байкала обязаны, в первую очередь, установлению и развитию русско-китайской торговли. Экономические интересы государства становятся причиной для сооружения нескольких дорог через хребет Хамар-Дабан. «Кяхтинская чайная торговля, имевшая до приобретения Амурского края, столь громадное значение и затмившая в Восточной Сибири все другие роды промышленности была причиною того, что все направления путей были избираемы непосредственно на Кяхту», – писала газета «Иркутские губернские ведомости». Путь через Хамар-Дабан существовал десятки лет, и по нему двигались «почты», товары и люди до тех пор, пока правительство не решилось построить тракт вдоль кромки Байкала.

Природные препятствия до Култука были несравнимы с десятками вёрст крутых, затяжных спусков и подъёмов по горным кручам хребта Хамар-Дабан с преодолением крупных водных потоков. Строительство дороги в каменистой почве, прикрытой тонким слоем травянистой растительности, на крутых склонах с громадными вековыми деревьями стоило невероятных трудов. Дорога была «тяжёлой», поэтому местные власти предпринимали усилия в поиске более лёгкого пути с меньшим количеством спусков и подъёмов. Территория Южного Прибайкалья стала одним из первых регионов империи, куда направили инженеров, выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения для решения важной задачи: соединить столицу Восточной Сибири с восточными окраинами страны надёжным, круглогодичным путём сообщения. Первым инженерном исследовавшим вариант тракта по берегу Байкала от Култука до села Посольского был будущий декабрист Гавриил Батеньков. Затем в Иркутск прибыли инженеры, выпускники первых выпусков Института Корпуса инженеров путей сообщения Александр Медведев, Николай Богданов, Яков Латраверс, но они, вновь обратившие свой взор на Хамар-Дабан, встретили «сопротивление» со стороны кяхтинского купца Николая Игумнова, доказывавшего преимущества своего пути. Предложения инженеров не были приняты.

К мысли прокладке тракта по берегу Байкала вернулись при Иркутском генерал-губернаторе Николае Муравьёве-Амурском. Руководил строительством инженер Иван Шац, оставивший о себе память на долгие годы среди жителей села Култук. На строительство этой дороги были привлечены польские ссыльные, которые организовали там восстание и которое было подавлено.

Описанию путешествия по трактам через Хамар-Дабан посвящено много воспоминаний. К истории создания путей сообщения вокруг Байкала обращались член императорского Русского Географического общества Анатолий Мордвинов, инженер путей сообщения Антон Штукенберг, писатель Всеволод Вагин, чиновник Матвей Геденштром и другие.

Автор прогулки – кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта – приглашает вас на увлекательные истории прошлых лет, которые он расскажет во время «Прогулки». Сбор участников на перекрестке улиц Чайковского и Терешковой (конечная остановка маршрута № 11, рядом магазин «Янта», есть там пятачок...). Начало в 18:00.

Проект «Прогулки по старому Иркутску» поддержан конкурсом социальных проектов «Губернское собрание общественности». Напоминаем, что недавно проект открыл страничку в Instagram

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

06.09.2021


Новости партнеров

Прогулки по старому Иркутску