Я увидел, как ожил, как вдруг засветился букет...

На этой неделе в выставочном отделе «Музейная студия» Иркутского областного краеведческого музея открылась персональная выставка художника Дарьи Евстроповой. Она проникнута ощущением весны, скорого тепла, трепетным чувством любви, красоты  жизни во всех её многочисленных проявлениях.

Работы Даши - это запечатленные мгновения, моменты обычной жизни. Все её коллажи, батики,  фьюзинговое стекло, керамика, украшения – всё это её особый мир, созданный в творчестве. Каждая работа приковывает к себе, хочется погрузиться в их очарование, философское  измерение. Вот ангелы, заплутавшие в тумане и палевом дыму поднимаются над деревенскими крышами, голубые облака,  цветущие герани на окнах, морские раковины, чуткие снегири и облетевшие грустные деревья, стремительные байкальские чайки и нежные женщины на кухнях – все они живут, дышат, полны движения и красоты.

Они жизнерадостны и полнозвучны, в них много поэзии, широты, размаха, они восхищают россыпями бликов, тоновых переходов, внутренним смыслом и очарованием. Её взгляд на мир удивителен и невероятно прекрасен, но не лишен и критической оценки и ироничной.

Совершенно парадоксален её «Атопортрет». Сквозь земную кору и толщу асфальта  уверенно и смело  пробился любопытный желтый цветок. Посмотрел вокруг, на этот большой шумный мир и удивился.  «А здесь хорошо, - сказал он, - я хочу здесь жить». И начал быстро расти и тянуться к солнцу,  выбрасывая один за одним зеленые и крепкие боковые листочки. А вот работа «Упорхнувшая осень», которая минималистична по композиции  и колориту, проста и лаконична, но сколько в ней поэзии и тихой  музыки, которая  звучит  в ветвях осыпающегося дерева. Запоздалые улетающие птицы еще пытаются найти  в них  тепло и приют перед дальней дорогой, кружа  над голыми кронами. Но их надежды напрасны… Тепла здесь уже не найти.   А вот совершенно иная по настроению работа под названием - «Весенняя» в технике горячий батик, самим названием говорящая о себе - ликующая, поющая, где краски звенят, а солнечные блики играют с цветами мимозы и отражаются в стекле голубой  вазы.  

Изумительная работа «Дом у озера», которая напомнила мне старинную японскую гравюру. Одни краски   гармонично переходят в другие тонкими цветовыми переливами и кажется, что тебя несет по течению, а потом медленно погружает в этот таинственный  синий омут.

Талант у Даши большой и многогранный, проявляющийся в совершенно разных формах, художественных  выплесках и трансформациях. Она ценит и любит поэзию. На открытии выставки проникновенно и душевно она прочла одно из своих любимых стихотворений В. Солоухина «Букет», где поэт, описывая цветы, вкладывает в него более глубокое понимание того, как в жизни необходим каждый человек, не только выдающийся или красивый, но и неприметный с виду, ведь жизнь становится выразительной и наполненной только в сочетании, ансамбле, гармонии. Читала она так, как дышала, как чувствовала поэта, интуитивно нащупывая настроение, мысленно соединяя и прикладывая цветок к цветку, травинка к травинке. И так зримо мы «увидели собранный её трудами и усердием», роскошный  полевой букет.

Неразрывная связь с природой ярко читается во всех работах Дарьи, её потребность непосредственного с ней контакта, постоянной подпитки и  восхищения.

-  Я очень много работаю с темой деревьев, цветов, цветения, для меня это очень человеческая тема, говорит Дарья, - мы все, как цветы, рождаемся, расцветаем и угасаем. Например, я очень люблю багульник. Я запечатлела его в керамике, на батике, в коллажах и прочих техниках. Почему именно его? Тут много идет из детства. Моя  мама -  художник, она тоже занималась батиком и тоже любила писать багульник, его неброские, северные но такие потрясающие цветы. До сих пор  в памяти  большое мамино полотно, на котором были рассыпаны эти нежные розовые соцветия. Моё детство прошло на Иркуте, я любила гулять у реки, в лесу, и помню, как весной, когда  лес еще спит, первым в нем начинает оживать и расцветать багульник. Это цветение - начало новой жизни. Меня это всегда удивляло, волновало и восхищало. Меня привлекают деревенские сюжеты. Деревянные рамы, дома, цветы на окне. Они все со своим лицом, индивидуальностью. Я люблю разглядывать окна. В каждом – свой неповторимый  мир, своя жизнь.  Из этого цикла на выставке работа «У тети Ани». Это история про сердечность и теплоту, про жизнь, которая проходит в кругу семьи, среди близких, родных, домашних,  уютных  вещей.

Мне также близка тема материнства, потому что я мама двоих детей. На выставке этой теме посвящена, например, работа «Ракушка», где я хотела сказать, как мать и дитя неотделимы друг от друга, как они слиты воедино, как  мы защищены в материнских объятиях, поэтому эта связь между матерью и младенцем - она космическая, вселенская, не совсем земная. Во всяком случае изначально. Вообще, все мои работы автобиографичны, наверное, как и у каждого художника.

С годами Дарья сформировалась в сложившегося интересного и сильного художника со своим стилем. Её почерк  узнаваем, и в то же время всегда нов внутренним движением, философской глубиной, всегда наполнен эмоцией, сдержанностью, вкусом,  в каждую работу вложены её любовь, красота, живое трепетное чувство.

 - Жизнь прекрасна,- утверждает Дарья. - Как изумительны все её грани, как много в ней чудес и простых человеческих радостей, которые можно найти в самом обычном дне. Нужно обязательно прийти и увидеть всё своими глазами и в каждой работе найти свои истории, свои сюжеты и созвучия. 

                                                               Лора Тирон, специально для "Глагола"

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

07.04.2021


Новости партнеров