Издательство «МИФ»

Россия и Китай должны дружить в самолетостроении?

Сотрудничество России и Китая по проекту самолета CR929 - выдающийся пример кооперации в мировом авиастроении. Автор статьи в китайской газете "Феникс" призывает две страны к более тесному сотрудничеству на фоне санкций США, осложняющих производство самолета. Это выгодно обеим странам: Китай хочет переориентироваться на создание стратегической авиации, а России нужны модифицированные широкофюзеляжные самолеты. "Глагол" публикует статью с незначительными сокращениями. 

На Всемирном экономическом форуме в Санкт-Петербурге гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что Россия и Китай подписали договор о намерении закупить двадцать пассажирских самолётов CR929. Вскоре будут определены все технические показатели в рамках данного проекта, будет выбран поставщик, и пописан договор о намерениях с авиакомпаниями. В настоящее время уже есть контракты на 200 самолетов CR929, однако покупатели так и не были названы. 

В ОАК заявили, что российская и китайская стороны находятся на этапе эскизного проектирования самолета, и большая часть работы была уже проделана. Чтобы подготовить самолеты к продаже, понадобится восемь лет и 13 млрд долларов. Контракта на закупку первой партии намечен на конец 2019 года, но сами самолеты поступят покупателю только в 2026-2027 годах. 

Сторонам удастся осуществить описанный план оплаты только в случае успеха проектно-конструкторских работ. Сейчас отношения между Россией, Китаем, а также странами Европы и Америки складываются относительно хорошо. Несмотря на то, что у России и Китая трения с американцами, это не мешает реализации конкретных проектов, но в некоторой степени влияет на их осуществление.

Недавно сообщалось, что США наложили санкции на подконтрольную ОАК компанию «АэроКомпозит» и ОНПП «Технология», входящую в Ростех. Им запрещено использовать американские композитные изделия и технологии, поэтому компания Toray (Япония) перестала поставлять углеродно-волоконные материалы. После запрета в России прекращено производство некоторых деталей для пассажирских самолетов МС-21, так как композитные материалы для них целиком поставлялись из США и Японии, и план по импортозамещению не был реализован. Вследствие этого на производство деталей для МС-21 приходится использовать незначительные запасы углеродного волокна. Как только запас закончится,  выпуск деталей будет прекращен. Несмотря на то, что пока запреты не отразились на китайских предприятиях, они не могли не сказаться на международной политике. Когда эмбарго будет снято, не знает никто. 

Авиационное электрооборудование, силовые установки, гидравлические детали и топливные системы могут поставлять из других стран, кроме США, однако они рискуют попасть под политические санкции, так как при изготовлении используются американские технологии. Россия и Китай не могут наладить производство оборудования, способного получить международную сертификацию. Политические меры не затронут сферу производства двигателей. США давно перестали передавать Китаю свои технические достижения в данной области, ограничиваясь продажей готовой продукции.

Некоторые европейские поставщики применяют свои собственные технологии, из-за чего США не могут воспрепятствовать их сотрудничеству с Россией и Китаем. Таким образом, политика эмбарго не гарантирует, что Китай останется без авиационных технологий, а США получат прибыль. В результате проведения данных мер убытки несут одни лишь Штаты. Это скажется на увеличении себестоимости самолетов CR929, однако здесь затраты играют не самую важную роль. Чтобы избежать рисков, Россия и Китай будут закупать продукцию и технологии не у США, что обойдется им намного дороже. 

Несмотря на то, что существуют споры России и Китая из-за разделения ответственности по производству и сбыту, государства едва ли готовы ругаться друг с другом. Они нужны друг другу в проекте для снижения рисков. Помимо применения широкофюзеляжного самолета CR929 в гражданских целях, стороны могут модернизировать его и найти ему военное применение, например, его могут применять для дозаправки в воздухе. Китай переделывает под заправщиков самолеты Y-20, а у России есть Ил-78М, однако их топливная нагрузка не превышает 100 тонн. В этом транспортные самолеты уступают пассажирским, которые оптимально подходили бы на роль заправщиков.

Китайская военная авиация переживает переходный период: проблемы тяжелых транспортных самолетов были решены, однако вопросы, касающиеся самолетов-заправщиков, уходят на второй план, ведь с этими задачами пока справляются модернизированные H-6, Y-20 и импортный Ил-78. Если Китай действительно хочет переориентироваться на создание стратегической авиации, ему не обойтись без самолетов-заправщиков с высокой производительностью. В связи с этим заказ CR929 имеет огромный потенциал, спрос на эту модель сможет превысить 100 самолетов.

Конечно, это станет очевидно и для российской стороны, ее военной авиации также нужны модифицированные широкофюзеляжные самолеты вроде CR929. В пассажирской версии самолета будет использовано много западного оборудования. Россия и Китай не могут произвести собственные детали, подходящие под стандарты, принятые в гражданской авиации, однако в области военных самолетов они не столкнутся с подобными проблемами. Поэтому страны могут продолжить вкладывать усилия в проект и планировать создание CR929 не только на бумаге, но и в праатической плоскости. 

Феникс, Китай


Aliexpress WW

07.07.2019

Территория развития