Проект реконструкции Музея истории Братскгэсстроя стал серебряным лауреатом международной премии «Золотой Трезини-2025»
07 декабря 2025
Глагол38 поговорил с автором проекта Алексеем Тельновым.
Напомним, что международная премия «Золотой Трезини-2025» - это один из крупнейших мировых конкурсов в области архитектуры и дизайна. Премия учреждена Всемирным клубом петербуржцев в 2018 году и получила свое название в честь архитектора Доменико Трезини, создавшего в Петербурге шедевры петровского барокко. В 2025 году исполнилось 355 лет со дня рождения Доменико Трезини, и у премии появился официальный изготовитель главных наград - Императорский фарфоровый завод, основанный еще в 1744 году.

В этом году премию вручали в 25 номинациях, среди которых есть и для молодых специалистов, начинающих архитекторов. В номинации «Лучший студенческий проект реставрации или реконструкции» серебряную премию получил Алексей Тельнов.

- Алексей, поздравляем вас с большим успехом. Расскажите немного о себе.
- Родился в Братске. Учился в школе, в 2018 году получил премию мэра Братска за успехи в творчестве и образовании. В 2019 поступил в Сибирский профессиональный колледж (Омск) на специальность «Дизайн», в этом году окончил колледж. В 2022 году провёл две персональные выставки в Братске – «Краски водящего лета» и «Снег, зима, гранаты!». Сейчас живу в Петербурге, работаю в музейной сфере. Номинация студенческая, поскольку на момент подачи заявки на «Золотой Трезини» был еще студентом.

- Почему вы выбрали именно музей истории Братскгэсстроя? Разговаривали ли вы с сотрудниками музея? Что они думают о вашем проекте?
- Идея выбрать музей появилась давно, еще когда участвовал в конкурсе государственного дизайна «Дизайн-марафон», главная задача была выбрать объект, обладающий огромным внутренним потенциалом, но по разным причинам его не до конца реализовавшим/требующим обновления. Так появилась идея выбрать для редизайна (переделки) именно музей Братскгэсстроя.
И этот проект оценили эксперты мастерской управления Сенежа, я прошел в финал федеральной программы. На этапе подачи заявки связывался с сотрудниками музея, хотел получить материалы по планировке, обмерные чертежи, хоть что-то, что помогло бы поработать с внутренним пространством. Ответа я не получил, поэтому работал с изменением входной зоны и фасада, то, с чем я могу работать эскизно без технической документации.
Второй раз - поделился проектом, рассказал о финале федерального проекта, заинтересованностью в редизайна музея. Получил ответ, что администрация города имеет свой проект реконструкции, поэтому ваш проект опубликовать не можем.
Но я не из робкого десятка, написал в администрацию Братска. Хотелось, конечно, получить обмерочный чертеж, рассказать о своей идее изменения. Про идею рассказал, чертеж не получил, однако проект опубликовал телеграм-канал «Братчане» (самые первые эскизы), более проработанную версию оценили больше людей. Самый популярный месседж - это нереализуемо, потому что дорого. Но красиво. Важно понимать, что это проект концептуальный.

- Что для вас Братск, Братская ГЭС?
- Братск для меня это «город в себе», но ему, на мой скромный взгляд, нужен рост. Я убежден, что люди XXI века не могут жить в обстановке века минувшего, сама среда должна влиять опережающе. Если этого не происходит - появляется отторжение, и это может стать фактором оттока населения.
Братская ГЭС - это знаковый объект, я его назвал бы «сердцем города». Это память о подвиге смелых людей, хранилище их предметов быта. Но музей должен быть не только порталом в прошлое, но и в будущее.

- Каким вы видите продолжение вашего проекта?
- Историю можно рассказать по-разному. Я рассказал ее через обновление - возвращение к сути водной стихии в элементах фасада и отделочных материалах, разработкой малых архитектурных форм, вдохновленных советскими павильонами.
Изучил советский «стримлайн» - он послужил принципом формообразования, своеобразной линии обтекания. Дав стихии больше простора, выбрав материал для фасада, который покажет «работу» ГЭС через модульные плиты с орнаментов волны и покрытия жидким металлом.
Значительное изменение - купольно-сетчатая конструкция на крыше музея. Один из сотрудников музея «Ангарская деревня» отшутился, что это как на памятник Ленину поместить шляпу Сомбреро. Но я смотрю на это менее категорично - вариант «достроить» показался мне логичным, потому что существующая пропорциональность я посчитал неудачной. И со мной согласилось международное жюри конкурса Золотой Трезини, дав лестное название проекта «Романтический футуризм по-сибирски».

Я хочу, чтобы музей привлекал больше внимания. Из склепа эпохи быта он может стать современным интерактивным пространством, которое нужно городу, где ключевым станет не только героизм строителей, общий портрет, но и их личность, романтика той жизни и идеи, ради которой они поехали в неизведанный уголок Сибири. Ведь это и есть патриотизм, через осознание сделанного вклада, усиленное эмоциональным восприятием.

- Алексей, желаем вам удачи, и вместе с вами будем надеяться на чудо!
Иван Алексеев, для Глагол38
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!