Памяти Василия Кучеренко

08 октября 2018

Сегодня скончался известный иркутский коллекционер и музыкальный обозреватель Василий Кучеренко. В семидесятые – девяностые годы в Иркутске, наверное, не было ни одного культурного события, о котором не написал бы Василий Владимирович.
«Глагол» в память об ушедшем музыкальном критике (хотя он просил себя так не называть) подготовил отрывки из его интервью, которые он в разные годы давал местным журналистам.

____________________________________________________________________
Я черемховский парень. Родился в замечательном горняцком городе. На протяжении многих лет в нём скапливались люди из разных частей нашей многонациональной родины. Была татарская улица, литовская, украинская. В Черемхове жили очень интеллигентные люди, с радостью теперь встречаю многих в Иркутске. Кто-то, как мои родители, ехал просто по распределению. Моя родина Черемхово, Сибирь, хотя мама с папой с Украины. Прежде чем обосноваться в Иркутске, успели пожить в Красноярске, в других местах – отец был геофизик, – где была дислокация его партии.
 

Первые пластинки и бобины в моей коллекции (всего их было, по слухам, более восьми тысяч) начали появляться еще в далеком 1973 году. Как сейчас помню, первой стала пластинка Beatles «Yellow Submarine». Причем это была фирменная пластинка, еще и запечатанная, что по тем временам считалось высочайшим шиком, ведь это означало, что ее еще никто не слушал. 
Позднее достаточно было прорваться на вечер танцев в ТЮЗ, Нархоз или, скажем, в Клуб речников. Это было довольно трудно из-за огромного количества желающих. Но, на худой конец, можно было удовлетвориться и танцплощадкой в ЦПКиО или в Саду им. Парижской Коммуны (правда, в этих случаях всегда был риск дать кому-нибудь или (и) самому получить по морде). В гораздо более поздние времена мне посчастливилось по большей части случайно познакомиться лично с Игорем Несыновым и Сергеем Чернецким, Колей Антипиным и Борисом Яблоновским, Алексеем Степутенко, Валерой «Чокой» Степановым и другими подлинными легендами нашего «прото-рока».
 

В 68-м (естественно, до печально памятных чехословацких событий) американский журнал «Pace» в специальном выпуске, ни с того ни с сего посвящённом жизни советской молодёжи, отвёл целый разворот «вокально-инструментальному ансамблю» «Падун» из города Братска Иркутской области. «Их мир столь же нерушим и целостен, как и наш. Они осваивают новый бит, но руководствуются, тем не менее, идеями Ленина», - гласила подпись под снимком джазового квартета, сделанным фотографом «PaceMagazine» в холле братского ДК «Ангара».
А известный «концерт на крыше 30-го января 1969-го года»… Центровая крыша наших пацанов (дом на углу улиц Ленина и Горького) была гораздо более пафосной, чем лондонская крыша «FabFour». Не говоря уже о несопоставимой степени опасности для участников иркутского и лондонского «rockshow». Ребята из «Аэлиты», правда, успели к своему счастью и к тягостному недоумению молниеносно прибывших к месту происшествия «музыковедов в штатском» бесследно исчезнуть со своей уникальной концертной площадки. Их приютил товарищ, проживавший в упомянутом угловом доме.
 

Но началось все с классики. Именно классика сыграла свою роль в моем становлении как слушателя. Я помню, когда еще учился в музыкальной школе, очень любил уроки музлитературы. На этом предмете мы не только изучали биографии великих музыкантов, но и слушали их произведения. Я любил это безумно. Не побоюсь этого слова, но произведения Вивальди, Чайковского и Моцарта – это хиты и шлягеры на все времена. Слушаешь эту волшебную музыку и просто купаешься в ней.


Наверное, году в 79-м или в 78-м покойный Гена Сапронов, замечательный человек, в последние годы известный как издатель, а тогда редактор «Молодёжки», предложил кое-что написать о популярной музыке. Появились мои первые публикации параллельно с главной работой в «Иркутскгеофизике». Конечно, зарубежный джаз, рок и так далее в Советском Союзе в то время не запрещали, как теперь говорят, но всё равно некие шлюзы открылись. В Иркутске появилась одна из первых частных студий звукозаписи по тиражированию музыки – «Байкал-Тон». Забавно: сначала эта фирма пригласила меня в качестве переводчика. Они закупили оборудование по производству аудио- и видеокассет BASF, а инструкции к нему – толстая пачка, и вся, к счастью, на английском. Тогда я хорошо заработал, а потом пошло-поехало. Начал там работать, как сейчас бы сказали, музыкальным редактором: отбирал материал для тиражирования. Стал потихоньку писать рецензии, делать печатные вставочки в кассеты. На основной работе успевал выполнить свои задачи до обеда, а потом занимался своими делами. Тогда многие пустились «во все тяжкие», надо было, как принято говорить, выживать. В 1993 году я за эту свою предприимчивость, можно сказать, поплатился. 
 

Терпеть не могу слово «критик», потому что, во-первых, оно напоминает слово «кретин». Во-вторых, чаще всего литературный критик – это несостоявшийся писатель, музыкальный – несостоявшийся музыкант. И эти люди берут на себя ответственность учить писателя, художника, музыканта, как ему писать! Мне кажется, функция человека, который занимается такими вещами, – навести своего рода мост между творцом и, грубо говоря, потребителем его творчества. Обозреватель должен деликатно, если это необходимо, подсказать зрителю, слушателю: не проходите мимо, и вот почему. Ведь как говорят, хвалить нужно публично, а замечания высказывать лично.  

Иркутская музыкальная общественность прощается с известным популяризатором джаза и других музыкальных направлений, радиоведущим.
Александр Филиппов, директор продюсерского центра «Джаз на Байкале»: сегодня ушёл из этого мира мой друг, учитель, партнёр... Мы разделили с ним бесчисленное количество сцен, и он один из немногих, кто прошёл со мной долгий и тернистый путь нашего общего дела! Он умел вдохновить, поддержать и научить. Настоящий мужчина, профессионал, глубоко верящий и искренний. Дорогой Василий Владимирович! Лети высоко, как ты всегда умел...Ты всегда останешься в моем сердце и моих мыслях!
Сергей Шмидт, историк, публицист: Дядя Вася (Кучеренко) ушел на вечный джем-сейшн. Город И. стал еще меньше.

Прощание с Василием Владимировичем состоится 10 октября в Харлампиевском храме: Иркутск, ул. 5-й Армии, 59. Начало отпевания в 9-30, вынос в 10-30. Погребение состоится на Смоленском кладбище. 

Использованы материалы "ВСП", "КП-Иркутск", "Иркутских кулуаров"

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также