«Портреты» Иркутска от столичного мастера

Сегодня «Глагол» открывает новую рубрику – АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Теперь каждый четверг мы с вами будем погружаться в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Выставка «Город во времени», открывшаяся в конце сентября в Галерее Сибирского искусства, знакомит зрителя с видами Иркутска, представленными художниками XVIII-XXI веков. Классическая и авангардная, реалистическая и фантастическая, - каждый автор представляет свою трактовку столицы Восточной Сибири.

Надо заметить, что виды Иркутска привлекали не только местных художников, но и столичных мастеров.  Одним из таких ярких представителей художественной элиты был выпускник императорской Академии художеств Николай Флорианович Добровольский. Сменивший в свое время военный мундир на палитру, кисти и холст, он окончил Академию художеств в Петербурге, получив звание классного художника первой степени. Одну из его первых картин приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков.

В рамках учебы в Академии Николай Флорианович отправляется во Францию и посещает небольшой городок Вёль, расположенный на юге страны. Там он попадает в круг соотечественников, среди которых был молодой Илья Репин, работающий над знаменитым этюдом «Нищая» – гордостью коллекции Художественного музея. Набирая знания и опыт, как и любому художнику, Добровольскому для вдохновения требовались иные впечатления и горизонты. В поисках новых идей он одним из первых столичных мастеров отправляется за Урал, в далёкую Сибирь. Свой выбор он останавливает на Иркутске, где работает в течение всего 1886 года.

В Иркутске Николай Флорианович создаёт целую серию пейзажей, посвящённых городу и природе сурового края. В этом же году у своего нового знакомого Владимира Платоновича Сукачёва он устраивает персональную выставку. Некоторые из картин были куплены тут же богатыми иркутянами, другие художник увёз с собой, и они попали в частные коллекции столичных любителей искусства. Сам Владимир Платонович купил у Добровольского две картины – «Ангара ночью» и «Иркут близ Шимков».

Ещё две работы столичного мастера появились в Иркутске гораздо позже. «Набережная Ангары в Иркутске» поступила в Художественный музей только в 1968 году от жительницы Иркутска Жени Геншке. А на следующий год министерство культуры РСФСР передаёт музею картину «Переправа через Ангару в Иркутске» из собрания москвича Фёдора Жукова.

В настоящее время Иркутск может гордиться «портретами», сотворёнными кистью столичного мастера XIX века, отдавшего дань прекрасному лику столицы Восточной Сибири. Ведь уже в XVIII веке иностранцы именовали наш город «сибирским Петербургом».

                                                 Мария Моженкова, искусствовед

На верхнем фото: «Переправа через Ангару в Иркутске», 1886. На нижнем фото: «Ангара ночью», 1886; «Набережная Ангары в Иркутске», 1886

Возрастное ограничение: 12+

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

08.10.2020


Новости партнеров