Карина Пронина: «Я – часть этого мира, могу быть любой его точкой»

08 ноября 2016

Проекты абсолютно разные, но пространство – одно: Дом Артюшкова, ДомА и один главный вдохновитель – Карина Пронина.

Квест по залам и коридорам с картинами, перемежающийся файер-шоу и ритмами в стиле Кастанеды. Поэтический вечер, во время которого автор ваяет словами придуманные образы, под звуки рояля бродя по песчаной дорожке, разделяющей зал. Концерт этнической музыки в исполнении колумбийских музыкантов, расположившихся с бубнами и диковинными инструментами между половинками занавеса, «одетого» в вышитые картины с шаманскими мотивами. Проекты абсолютно разные, но пространство – одно: Дом Артюшкова, ДомА и один главный вдохновитель – Карина Пронина.

Журналист по образованию, человек Игры по мироощущению и арт-директор одного из самых необычных творческих пространств Иркутска, впервые в роли дающего, а не берущего интервью, она рассказала о придумывании проектов как стиле и смысле существования, о моментах, когда нужно бесстрашие, и о заповедном лесе, где нельзя солгать.

Как декабрьским ветром занесло в чудо-дом, которых больше нет 

– Карина, с кем ни заговоришь о ДомА, все признаются в том, что с первых же минут, как оказываются в нем, попадают под влияние его особой атмосферы, где физически ощущаешь движение Времени, жизнь истории. Какое у вас было первое впечатление от этого места?

– Первый раз я попала в ДомА больше двух лет назад. Из Москвы через Иркутск ехала в Бугульдейку, где мои коллеги по Лаборатории «Театрика» делали большой проект «Табун ветров». Старый, обветшалый, но мощный в своем величии, достоинстве и характере особняк произвел шокирующее впечатление, особенно после Москвы, в которой деревянных домов вообще не осталось. Да и для Иркутска дом со столь удивительной атмосферой и историей – редкость. А во второй раз – и уже надолго – приехала сюда в конце прошлого года. 

– Это та мимолетная встреча изменила траекторию вашей жизни?

– Изменения произошли бы все равно, встреча с Домом лишь указала путь. В момент знакомства уже было понятно, что я и Москва изжили себя как совместность. Я долго находилась там, были разные проекты, но наступил момент, когда стало очевидно: этот период закончился, надо идти дальше.

К сожалению или к счастью, я человек не оседлый. Родилась в Приморье, жила в Москве, в Питере, сейчас мой город – Иркутск. Такой способ жизни принимают не все, но для меня так происходит познание мира. Я пропускаю через себя города, страны, людей, дома, атмосферу – и все становится ближе, понятней, ясней. Я - часть этого мира и могу приспособиться к любой его точке. Но тут надо понимать, что любому новому городу, любому новому месту я отдаюсь полностью, без остатка, живя и работая в нем как будто в последний раз. 

Прошлогодним декабрьским ветром меня принесло сюда, в ДомА. И вскоре стало понятно, что мы с ним начали чувствовать и слышать друг друга, став единым целым. Это удивительно: улавливать, как здание способно давать почву для рождения проектов, идей, творчества.

– Вы говорили, что познаете мир, открывая себя через новое пространство. Что в самой себе показал вам ДомА? 

- Возможность увидеть, что даже небольшой дом может быть центром притяжения для всего города. Да, и в Москве, и в Питере я накопила разнообразный опыт продвижения творческих центров, от детских до взрослых. Но то были глобальные истории, большие пространства, там все происходило по-другому, ведь при необъятности размеров сделать заметным содержание таких махин проще, чем компактных.

Иркутск – не очень большой город, и ДомА – не очень большой дом. Но на этом крохотном клочке земли есть ощущение, что он может стать центром – и жизни, и творчества, и тебя самого на то время, пока ты с ним рядом. И этот клочок способен «примагничивать» интересных людей и интересные проекты. 

«ДомА в роли котла идей гениален»

– Процесс «примагничивания» все же затратный: он требует энергии, вдохновения, души, таланта, силы характера и любознательности. Какие особенности рождения и наполнения идей обнаружены в ДомА? 

– «Поимка» идей – это процесс совершенно непредсказуемый и неостановимый. Ударила ветка в окно, кошка мяукнула во дворе, человек посмотрел на тебя по-особому – и все, пошло, закрутилось, теперь не остановить. А ДомА как котел идей – это совершенно гениальное место. Здесь все время идеи варятся, жарятся, парятся и даже выпекаются. 

– Каждый автор имеет точное видение «материализации» своих идей и старается сделать так, чтобы во время пути от внутреннего мира во внешний их не исказить. Когда проект таков, что все можно сделать в одиночку, это проще; когда обязательно нужны посредники и другие люди – сложнее, но тоже возможно, если скрупулезно подобрать со-творцов. Вы больше человек-одиночка или человек команды? 

– В организации проектов, безусловно, одиночка. Для меня важно найти компоненты (люди, материальные объекты, финансовые возможности), которые сложатся друг с другом. И важно увидеть эти пересечения, ведь после них история пойдет сама. А вот в идейном поле мне крайне важны партнеры, со-творцы. Люди, которые готовы со мной придумывать, сочинять, рвать на себе и на мне волосы, ругаться, хлопать дверью и снова возвращаться, чтобы додумать и осуществить. Сейчас мой главный со-творец – Данила Ветер, директор ДомА, прекрасный камнерез, талантливый актер, замечательный танцор.

– Есть ли какие-то качества характера, которые вы не приемлете, и не стали бы работать с их обладателем ни при каких условиях?

– Не терплю глупость. Если вижу, что человек глуп, обрываю любое общение с ним. Предпочитаю интеллектуалов. Они могут быть грубы, ироничны и даже неприятны, но они – мои люди. 

– А в проектах есть подобные границы: какая-то тема ближе, какая-то дальше, а что-то – совсем «чужеродное»? С чем готовы экспериментировать, а с чем – нет? 

– Мне импонирует коммуникация с людьми в разных областях, налаживание связей идейно-творческого уровня. В этом смысле формат проекта не важен. Живопись, музыка, робототехника, ремесленные мастерские, химические эксперименты – интересно все. А если еще все смешать, взболтать, синтезировать! Я еще тот экспериментатор. Но отдельно, особо близок мне театр. 

«Играть с природой по-человечески не получится»

– Когда вы поняли, что вам нравится театр?

- Восемь лет назад в Петербурге я попала на театральные тренинги к режиссеру Петру Немому. Это было сплошное мучение. Непонятно, сложно и, главное, страшно. Основным страхом было – что скажут другие. 
Но в какой-то момент произошел щелчок, на меня в прямом смысле напало бесстрашие. Тогда и началась большая любовь к театру, к игре и к использованию игровых принципов в жизни. 

– Что это за театр, превративший в театр вашу жизнь после него? 

– Лаборатория «Театрика» – особое пространство, созданное Петром Немым, в которое я пришла в 2008 году, и не могу сказать до сих пор, что вышла из него. Это не театр, не театральная студия, а космос. И главная богиня в этом космосе – Игра. Вот даже не расскажешь в интервью, что и как было. Но это самый мощный опыт в моей жизни. Который можно использовать не только в театральном, но и жизненном пространстве.

– Каким образом игра используется в жизни, можете рассказать?

–Тут дело в особом игровом состоянии. Ты находишься в понимании того, что все может измениться в любой момент. Ты готов ко всему, и ты готов включиться в любое изменение. Это своего рода управляемая отчаянность. И совсем не заигрывание, не поигрушки. Все серьезно. Можно по-настоящему что-то потерять, по-настоящему расстаться с кем-то или чем-то. С домом, с городом, с любимым человеком. Но осознание этого позволяет тебе отпустить страх и постоянно сохранять внутреннюю свободу. 

– Где играть особо интересно? 

– Если говорить о театре, то мне больше всего интересен выход из театральных-таки стен в природные, естественные ландшафты. Подмосковное поле, лед Байкала, крымские виноградники, финский лес – самые интересные площадки, какие можно себе представить. Почему? Природа не даст соврать. Если ты не отдаешься ей полностью, она тебя быстро «съест», ее требование естественности чувствуется очень сильно.

Год назад я была в Финляндии вместе со своими друзьями из питерского театра OddDance. Мы делали серию перфомансов в лесу. А лес там особенный - древний, с деревьями, укутанными мхом, другой мир просто. Заходишь в него – и понимаешь, что попал в сакральное место. И скрывать от него что-то, быть полу-собой – просто не получится. 

И помню случай. Мы разошлись по лесу, каждый нашел себе укромный уголок, задачей было - танцевать, двигаться, общаться с природой как с партнером. Все это случилось, и пора была возвращаться. Но на обратном пути я заблудилась, свернула не туда, оказалась в другом лесу, где было полно морошки и было очень болотисто. А в такие места любят заходить медведи. Отчетливо помню ощущение животного страха, которое накатилось на меня и сделало из танцора, только что делавшего крутой соло-перфоманс в лесу, - маленького человечишку, дрожавшего и испуганного. Это сильно отрезвило мое творческое эго. Играть с природой на человеческих основаниях никак не получится, на этой территории ты должен стать не человеком, а существом.

«Журналистика – этот как вирус в крови, если когда-то занимался, навсегда» 

– Вы говорите, что сегодня – это первый раз, когда даете интервью, и у вас особенное ощущение как раз из-за того, что раньше всегда делали это сами. А каким был первый раз Вашего «проявления» как журналиста?

– В 11 классе меня осенило, что хочу быть журналистом. Написала свои размышления о жизни в районную газету и забыла. А редакция поставила их на первую полосу. С этого все и понеслось. У меня было неостановимое желание быть журналистом. Поступила в три вуза, и мама умоляла не идти в журналистику, но я была непреклонна. И не жалею. 

– За десять лет в журналистике – газетной (КП), телевизионной (НТВ) – какие проекты стали особенными?

– В газетах я чаще всего брала интервью у «звезд» и старого поколения, и нового. Как оказалось, с молодыми звездами скучнее. Большая часть амбициозна, но не талантлива и, к сожалению, глупа. Поэтому мне по духу ближе были люди старшего поколения. Одно из любимейших интервью – с Людмилой Гурченко. Она великолепно выглядела, поила чаем, аристократично шутила и при том общалась на равных, искренне, без высокомерия – со мной, только что окончившей университет. В Питере самой эмоционально напряженной была серия интервью с блокадниками: потому что эти люди спокойно и искренне рассказывали о нечеловеческих вещах, нечеловеческом горе – и тебя это их внешнее спокойствие и внутренняя сила добивали. Плакала на тех интервью, невозможно слушать иначе.

«Что будет дальше? Я готова ко всему»

– Есть ли место, где вы ощущаете себя дома – в физическом и духовном понимании, где комфортно и где хочется остановиться?

– Приморье остается моим домом. Раз в пару лет обязательно там бываю, это место, куда мне комфортно возвращаться, где я прожила большой и важный период в жизни. А вообще нет городов, которые я сильно люблю или не люблю. Видимо, наступает момент, когда любое пространство воспринимаешь как то, что тебе дано.

– Что Вас может привлечь в новой точке мира? 

– Обычно она находится сама собой. Я готова ко всему.

Автор: Анна Важенина 

Фото Андрея Федорова и из архива героини публикации.

Визитная карточка 

Карина Пронина, актриса, танцовщица, арт-директор творческого пространства «ДомА». 

Родилась и выросла в городе Дальнегорске Приморского края. Окончила факультет журналистики Дальневосточного государственного университета во Владивостоке.

Работала журналистом в газетах «Комсомольская правда» (Владивосток) и «Вечернее время» (Санкт-Петербург), редактором на телеканале НТВ (Москва). 

В 2007 году случайно попала на актерские курсы в Питере и с тех пор не представляет свою жизнь без театра и игры. С 2008 года – арт-директор Лаборатории «Театрика», организовала ряд уличных фестивалей в Москве, продюсировала спектакли, перфомансы и арт-инсталляции «Театрики» в разных городах России. В 2013 году медиа-опера «Арфистки в аду», созданная Лабораторией в содружестве с композитором Ираидой Юсуповой, театром буто OddDance и объединением TeslaFX, подавалась на номинацию главной театральной премии страны «Золотая маска».

В конце 2015 года переехала из Москвы в Иркутск. С января 2016 года – арт-директор творческого пространства «Дом Артюшкова» (ДомА). За это время организовала и провела в ДомА более 30 мероприятий (концерты, выставки, спектакли, вечеринки и т. д.) с участием Альберта Кувезина и группы «Ят-Ха» (Тува), Намгар Лхасарановой (Бурятия), Икаро Вальдеррама и Андреса Кондеро (Колумбия), Андрея Гедеона (Иркутск), Олега Маркуса (Иркутск) и многих других.

С осени 2016 года занимается тренинговой деятельностью. В октябре совместно с Данилой Ветром запустила «Клуб анонимных созидателей», в котором его участники изучают и используют игровые практики. В ноябре открывает авторский курс «Тело – Корабль» по движенческой импровизации, в первую очередь, для людей, которые никогда не занимались танцами и движением.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также