Читая доклад-2

10 января 2018

"Глагол. Иркутское обозрение" уже сообщал, что 1 января был опубликован доклад "О состоянии гражданского общества-2017 в Российской Федерации". Традиционно такой доклад готовит Общественная палата РФ и ежегодно представляет его на суд общественности. Первая часть в пересказе "Глагола" вышла на нашем сайте 6 января. Продолжим сегодня читать доклад, перейдя ко второй части, которая называется "Третий сектор".

По данным минюста РФ, в стране действует около 220 тысяч НКО. Их количество остается примерно постоянным, однако понять, сколько из них активно работают, довольно сложно, потому что таких данных просто нет. Можно лишь верить экспертным оценкам о том, что таких организаций у нас не более 15–20 % от зарегистрированных. Некоммерческий сектор сегодня тем не менее активно развивается. Все больше НКО привлекают частные пожертвования и более активно работают с гражданами. Растет и неформальная гражданская активность. Главное, над чем нужно работать некоммерческому сектору, – доверие к нему со стороны граждан.

Минюст по-прежнему не вывел крупнейшие государственные корпорации из числа НКО. В его реестре в числе НКО указано более 4 тыс. политических партий (включая региональные отделения).

По данным Росстата, общий объем доходов социально ориентированных НКО в 2015 году составил 686 млрд рублей, в 2016 году – уже 831 млрд рублей. Такие астрономические цифры не согласуются с имеющимися сведениями об общем объеме экономики реального некоммерческого сектора (так, поддержка СО НКО из федерального бюджета составила в 2016 году около 11 млрд рублей). Очевидно, что, в данном случае речь идет в том числе о различных правительственных фондах, спонсируемых из бюджета спортивных клубах и других организациях, которые лишь номинально можно отнести к некоммерческим.

Другие цифры Росстата о секторе СО НКО также вызывают вопросы. Например, по его данным, общая численность сотрудников СО НКО достигла к концу 2015 года 991 тыс. человек (в 2014 году – 989 тыс. человек), что составило около 1,3 % экономически активного населения страны. Однако на конец 2016 года этот показатель составил уже 672 тыс. человек. Каким образом за один год численность сотрудников СО НКО могла уменьшиться более чем на 300 тыс. человек? И это то время, когда государство увеличивает финансовую поддержку некоммерческого сектора, СО НКО подключаются к оказанию социальных услуг. В то же время на конец 2015 года Росстат насчитал около 2,5 млн добровольцев СО НКО на конец 2016 года – уже 3,8 млн человек. Столь стремительный рост на фоне падения количества постоянных сотрудников трудно объясним.

В итоге у нас нет достоверных оценок объема средств, которые проходят через НКО, реальный вклад большинства СО НКО никак не учитывается, нет сведений о том, в каких сферах работают существующие СО НКО. Государственная статистика не позволяет провести реальный учет НКО, не дает представления о структуре третьего сектора. В отсутствие понятной картины структуры и ресурсов некоммерческого сектора не может быть и речи о качественном и эффективном государственном регулировании этой сферы и действенных мерах поддержки. Для решения данной проблемы необходимы масштабные, системные и регулярные исследования о состояния третьего сектора в России и его статистических показателей в динамике.

Последние годы отмечены ростом государственных мер в пользу третьего сектора – это увеличение грантовой поддержки, допуск НКО к оказанию социальных услуг в бюджетной сфере.

Подобные государственные меры – важные шаги в направлении повышения финансовой устойчивости некоммерческого сектора. В значительной мере государство сегодня инициирует развитие некоммерческого сектора в стране. 

Основной формой государственной поддержки социально ориентированных НКО сегодня выступают субсидии (гранты) из федерального бюджета. Общие ассигнования на поддержку СО НКО увеличены с 8 млрд в 2015 году до 11,2 млрд рублей в 2016 году. В 2017 году только по программе президентских грантов на поддержку НКО направлено 7 млрд рублей.

В 2017 году изменилась система государственной поддержки НКО: создан единый оператор – Фонд президентских грантов. По общим отзывам, качество конкурсного отбора заявок улучшилось, повысилась прозрачность распределения и расходования грантовых средств, внедрена система электронного документооборота и обратной связи с заявителями. На конкурс поступило рекордное количество заявок. Более 80 % обладателей грантов – представители регионов, тогда как раньше большинство грантов получали московские НКО.

Общественная палата Российской Федерации планирует ввести практику публичной презентации и обсуждения результатов поддержанных президентскими грантами проектов федерального уровня.Региональные общественные палаты также станут площадками для обсуждения результативности проектов в своих регионах.

Что касается поддержки НКО из бюджетов субъектов Российской Федерации, то здесь проявляются негативные последствия упразднения с 2016 года программы софинансирования на конкурсной основе региональных программ поддержки СО НКО из федерального бюджета. Ряд регионов в отсутствие федерального финансирования не только не сократили, но даже увеличили поддержку региональных СО НКО, однако в большинстве регионов сохранение таких программ, особенно в условиях бюджетного дефицита, имеет высокие риски. И уже сейчас ясно, что в отсутствие федеральных стимулов, единая система целей, принципов, критериев, мер развития СО НКО может распасться. В этой связи представляется целесообразным восстановить федеральное конкурсное софинансирование региональных программ поддержки СО НКО.

Грантовая поддержка НКО на уровне регионов менее открыта и упорядоченна. Необходимо ввести в обязательную практику публикации в открытом доступе не только сведений о получателях бюджетных средств и поддержанных проектах, но также о результатах реализации проектов.

Региональным властям следует расширять нефинансовые формы поддержки НКО, они довольно разнообразны – это безвозмездное предоставление помещений, в том числе в вузах, общественных учреждениях, школах, библиотеках, клубах, информационная, материальная поддержка, например тиражирование материалов. При этом в большинстве регионов отсутствует открытая и понятная информация о доступных для НКО формах нефинансовой поддержки. Есть случаи, когда помещения арендуются по льготной ставке от имени НКО, а в реальности используются под коммерческие цели. Сегодня актуально создание единого электронного навигатора с открытой информацией по всем доступным помещениям для НКО – по примеру навигатора для малого бизнеса.

Оценить общий объем государственной поддержки третьего сектора на основе существующей статистики весьма проблематично. Если ориентироваться на данные Росстата, то в 2016 году совокупные поступления в адрес СО НКО из федерального бюджета составили 28 млрд рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации – 49 млрд рублей, из муниципальных (местных) бюджетов – 10 млрд рублей, из государственных внебюджетных фондов – 6 млрд рублей.

Пока в нашем обществе преобладает мнение, что некоммерческий сектор не может и не должен зарабатывать деньги. Здесь сохраняются низкие заработные платы, некоторые НКО даже не в состоя­нии содержать бухгалтера и юриста. Между тем третий сектор – важный работодатель, а в перспективе – значимая часть экономики. Нужно НКО, которые хотят сами зарабатывать, оказывая услуги или продавая товары, обучать, чтобы они находили средства на новые проекты, могли платить достойную зарплату сотрудникам, так как это важнейшая составляющая устойчивости НКО. Такие меры позволят увеличить горизонт планирования в третьем секторе и повысят его эффективность, поскольку поставят перед НКО задачу оценивать социальный эффект от проектов, более ответственно подходить к расходам. Здесь определенным ориентиром могут служить успешные проекты в области социального предпринимательства.

Продолжение следует. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также