Александр Сага: я иду своим путем

В Иркутске дал концерт гитарист-виртуоз, композитор Александр Сага. Это имя знает любой человек, связанный с гитарой. Молодой журналист газеты «Байкальский госуниверситет» Владимир Изместьев встретился с ним после концерта.

– Александр, скажите, пожалуйста, важно ли музыканту иметь профессиональное образование?

– Смотря в каком жанре музыки он будет работать. Если музыкант собирается играть классические произведения, то ему необходимо закончить музыкальное училище, а затем консерваторию.

– При записи многих произведений Вы используете несколько инструментов, расскажите, с чем это связано?

– В моем арсенале имеется множество гитар, каждая из них звучит по-своему. Чаще всего я играю на гитаре с нейлоновыми струнами, а иногда мне нужен звук металлических струн. Металлические струны более звонкие. Все классики, фламенкисты играют только на нейлоновых струнах.

– Какие качества необходимы профессиональному музыканту?

– Прежде всего ответственность, если на репетицию кто-то опаздывает или не приходит – это очень плохо. Я работаю в команде, все мои музыканты очень ответственны и пунктуальны. Считаю, что ответственный человек, который не очень профессионален в своей деятельности, выигрывает у безответственного профессионала.

– Александр, мне известно, что целых шесть лет вы работали в Монголии, расскажите об этом периоде жизни.

– Я уехал работать в Монголию по приглашению, думая, что это продлится всего полгода, но остался на целых шесть лет. Этот период в моей жизни был очень плодотворным, я активно занимался преподавательской деятельностью и продолжал давать концерты гитарной музыки. Монгольская публика очень благодарная, им нравится, когда я играю их национальную музыку, очень любят русские песни, но также им импонируют мои кавер-версии известных иностранных хитов, например, Queen. Очень часто мое исполнение вызывало живые эмоции, я считаю это большим творческим достижением. Классические гитаристы этого делать не умеют, ведь они играют только по нотам. После учебы в консерватории я долго себя ломал, но желание выйти за рамки игры по нотам оказало на меня огромное воздействие, так я начал делать каверы на разные мелодии и стал придумывать собственную музыку.

– Часто ли вы импровизируете на сцене? Как это происходит?

– В основном вся программа концерта держится у меня в голове, я заранее продумываю, какие произведения мы будем играть, но элементы импровизации обязательно присутствуют на каждом концерте. Мы играем несколько джазовых произведений, в которых можем себе позволить импровизировать, а остальные произведения – готовые каверы, которые я написал для одной или нескольких гитар.

– Александр, скажите, пожалуйста, что для вас является стимулом для творчества?

– Другие гитаристы. Слушая их, я говорю себе: «Вот это уровень!». Осознание того, что есть гитаристы намного профессиональней меня, дает мне стимул дальше совершенствоваться, даже в мои годы. Я иду своим путем, понимаю, что не хочу никого копировать, но у каждого из этих гитаристов я беру что-то полезное для себя. Например, у Томи Эммануэля великолепная мимика, я не смогу, как он, но буду стараться делать что-то по-своему и стремиться к идеалу.

– Кто из музыкантов вам импонировал? На кого вы равнялись в детстве?

– Джо Пасс – великий американский джазовый гитарист, Элла Фицджеральд – величайшая джазовая певица, для меня она всегда будет номер один. Из классиков прежде всего Сергей Орехов – советский гитарист-семиструнник, великолепно играл народные песни. Именно у него я многому научился, его произведения я перекладывал на шестиструнную гитару, делал свои аранжировки и записывал их на диск. До сих пор он остается непревзойденным гитаристом-виртуозом. Пако де Лусия – величайший испанский гитарист-виртуоз, один из самых известных в мире гитаристов фламенко. Считаю, что он повлиял на всех в мире акустических гитаристов. Когда я услышал его впервые в возрасте 20 лет, я понял, что абсолютно не умею играть, безусловно, он мне дал стимул.

– Александр, какой из периодов богатой творческой деятельности вы можете выделить?

– Когда у меня появилась хорошая гитара. Ведь когда ее не было, я целыми днями думал, как мне ее приобрести, а она стоила как машина. Конечно, таких денег на тот момент у меня не было, и мне пришлось обратиться к спонсорам. У гитариста должен быть хороший инструмент, так как его деятельность сосредоточена исключительно на создании качественной музыки. Музыкант, работающий в жанре поп-музыки, может позволить себе играть на менее профессиональном инструменте, потому что он преследует другую цель. Моя деятельность вышла на новый уровень именно с приобретением качественного инструмента. Мало кто знает, но великий Шопен долгое время не мог позволить себе купить рояль.

– Какие произведения для вас в большей степени символичны?

– Это в первую очередь произведение группы Queen «Богемская рапсодия». Из моего репертуара многим людям импонирует произведение «Долина снов».

– Какие условия Вам необходимы для успешной реализации вашей творческой деятельности?

– Прежде всего спокойствие в семье, душевное спокойствие, хорошие друзья, полное ограждение от негативных эмоций. Также любому музыканту необходимо иметь хорошее место для занятия любимым делом. Ведь если ему будут мешать, то, конечно, у него ничего не получится.

Я родился в Челябинске, в простой советской семье. Мои родители работали на заводе, поэтому они даже не могли предположить, что я для себя выберу творческий путь. Но я считаю свой выбор не случайным. Моей маме 83 года, и она до сих пор прекрасно поет, папа тоже пел с мамой в дуэте, сейчас его уже нет в живых. Конечно, мне передались гены родителей, но дальше их необходимо было обязательно развивать. Если музыкант не занимается по пять часов в день, он не сможет достичь высокого уровня профессионального развития. Нужно всегда ставить себе цель и искать стимул для творчества. Глядя на других музыкантов, которые, по моему мнению, играют лучше меня, я сразу делаю определенные выводы, но не испытываю при этом чувства зависти, так как оно может нанести непоправимый вред творчеству музыканта и в конечном счете его разрушить. Когда мне было 14 лет, меня пригасили на гитарный концерт Льва Андронова в филармонию, который полностью перевернул мое сознание. Я понял, что абсолютно не умею играть, хотя до этого меня считали лучшим гитаристом во дворе. Если до этого я занимался всего один час в день, то после концерта я стал заниматься в два раза больше.

– Александр, почему вы связали свою жизнь именно с гитарой?

– Мне всегда нравилось звучание гитары, ее тембр. В детстве помню, у нас в доме висела гитара, на которой играл мой отец, я подошел к ней и дернул по струнам, с этого момента свою жизнь без этого инструмента не представляю. Когда-то я играл на баяне, даже учился два года, но дружба с ним у нас не заладилась, и в итоге я оставил его в покое.

– Какие напутствия Вы можете дать современной творческой молодежи?

– Если вы занимаетесь искусством и хотите добиться больших успехов, то вам необходимо, прежде всего, как можно больше трудиться. Не стоит обращать внимание на ложную, неконструктивную критику. Все творческие люди всегда, во все времена подвергались жесткой критике, но тот, кто научился все это пропускать мимо ушей и шел уверенно своей дорогой, в итоге постепенно добивался желаемых результатов!

Владимир Изместьев, Байкальский госуниверситет

Александр Сага, 1958 года рождения. В 1976 году закончил экстерном музыкальную школу и поступил в Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского. В 1982 году поступил в Свердловскую консерваторию к преподавателю по классу гитары В. М. Деруну. Увлечение джазом не позволило Александру ее закончить, поскольку музыка всецело овладела им. Он работал в Свердловской филармонии и ездил с ансамблем «Саквояж» по России. В ансамбле играл музыку от ретро-шлягеров до джаза и музыки Чик Кория.

В 1986 году Александр приехал в Иркутск. Играл в Театре Пилигримов под руководством Владимира Соколова, в рок-группе «Мэр», музыкальном объединении «Виртуозы Иркутска». С 1991 года работал в Иркутской филармонии.

Со временем Александр стал сочинять свою музыку. Сначала это была арт-рок композиция «Интермеццо», затем-музыка для акустической гитары: «Ярмарка», русская «Босса-нова», «Реквием». В 1994 году вышел первый акустический альбом Александра «Воспоминанья», 1995 году - второй альбом «Порыв», в которые вошли удачная аранжировка старинного русского романса «Не пробуждай воспоминанья» и серия обработок Сергея Орехова: «Дремлют плакучие ивы», «Прекрасная полька», «Танцуй девушка», «Вальс» Дюрана и виртуознейшие «Подмосковные вечера». Затем были еще альбомы, из которых эксперты самыми удачными назвали «Фантазия» и «Тункинская Долина».

В 2002 году Александр записал произведение с монгольской эстрадной звездой Сарантуей, которое сразу же стало хитом.

В 2004 году Александр Сага – участник международного фестиваля «Мир гитары» (Калуга), 2005 году – участник фестиваля «Неделя сибирской музыки в Париже», 2010 году - лауреат второй премии фестиваля «Виртуозы гитары» (Петербург).

Фото из открытых источников

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

10.05.2021


Новости партнеров