Понять человека

10 сентября 2017

В Иркутске начала работу X Байкальская международная школы социальных исследований, организатором которой выступает Центр социальных независимых исследований и образования при участии Фонда Михаила Прохорова, Научно-образовательного центра Института социологии РАН, Фонда Фридриха Науманна, Фонда Генриха Бёлля. Тема Школы "Документы человеческой жизни: способы понимания и ловушки интерпретации".

9 сентября в Доме Европы прошел Открытый форум, который был посвящен проектам и исследованиям в области публичной истории, частной памяти и повседневности. В рамках Форума прошла презентация проекта "Прожито" (оцифровка дневника иркутянина литературоведа Василия Трушкина), выступление режиссера Театра.doc Анастасии Патлай о том, как и о чем ставятся документальные спектакли, посвященные городам. Елена Рачёва рассказала о работе над книгой "58-я статья. Неизъятое", в которой собраны воспоминания о ГУЛАГе. Антрополог Анна Козлова и социолог Ольга Пинчук презентовали свои исследования. Первое - попытка понять, как устроена ностальгия по "Артеку" и "Орленку". Второе - тоже попытка понять, но другое - жизненный мир рабочих кондитерской фабрики, на которой Ольга, взявшись за исследование, работала целый год.

Школа продолжит свою работу на Байкале до 16 сентября. Программа проекта - на сайте Школы. 

"Глагол" приглашает вас познакомиться с работой проекта "Прожито". Дочь Василия Трушкина, Анна, представила дневники известного литературоведа и критика за 1939-1940 годы, когда он был совсем молодым. Например, возьмем несколько дней из дневников: 

13 сентября 1937 года. Понедельник. Был дома. Из дому поехал на товарном; на полпути согнали - пришлось идти пешком десять с лишним километров, да притом нести порядочный - около пуда - груз. Дошел благополучно. Сегодня писали диктант. Учитель говорит, что я человек грамотный. Я несколько успокоился насчет своего положения, и моя мнимая трагедия, по-видимому, вскоре обратится в комедию. Эти дни, оставив Гете, читаю "Песни" Ж.Ж. Беранже. Читаю, главным образом, его ранние вещи. В этих песнях еще преобладает эпикуреизм, но уже в них проскальзывает будущий Беранже. И сам беранж. эпик[уреизм] часто превращается в пародию на истинный эпикуреизм, сложившийся в моем понимании. В качестве примера назову хотя бы две из его Песен - это "Тетка Грегуар" и вторая "Старый холостяк". В пояснения вдаваться не стану - смысл - ясен. Кто прочтет эти песни, а также и др., поймет меня. Сегодня купил книгу о Пушкине и там увидел, что стихот[ворение] П., которое я не так давно приводил в своем дневнике, правильно понято и оценено не только мной, но и автором этой книги.

14 сентября 1937. Поздний вечер. Было классное собрание; оказался в числе передовых - принят с триумфом. На учебу обещал поднажать. Надеюсь сдержать свое слово и не оскандалиться (если уж взялся за гуж, то не говори, что не дюж). Виталий прислал письмо. Говорит, что скучает - один. Он учится в библиотечном техникуме. Я здесь на первых порах тоже скучал, но сейчас немного освоился; правда, квартира дрянная, но ничего не сделаешь - приходится мириться. Моя жизнь, очевидно, завертится по-старому. Думаю просить у директора помощь, хотя бы и незначительную. Кстати, мне Л.П. уже помогает; она обещается систематически, каждый месяц, выплачивать мне сорок рублей. За это, разумеется, я ей буду всю жизнь благодарен. В общем, все, как будто, идет хорошо. Не знаю, как будет дело с черчением? - боюсь провалить. Учителя здесь на первый взгляд впечатление произвели хорошее, конечно, не такое, какое произвели тыретские. Кстати, тыретские ученики - их здесь в 8 кл[ассе] 10 чел[овек] - в контрольных работах "отличились". Они написали сверх отвратительно. Мне даже то совестно за них. Кончаю. 12 ч[асов] н[очи]. Спать. Н(Р).Я. [нрзб]. Учителя в большей части вежливые, мягкие и культурные. Руководитель наш классный неплохой (он же преподаватель Ан[атомии] и Физ[иологии] чел[овека]). Только одно я недоумеваю: почему это ему вздумалось стихот[ворение] "Румяной зарею покрылся восток" и т.д., присвоить Пушкину, да еще присовокупить: "Смотри, мол, какая здесь образность, достигнутая Пушкиным". Директор любит щегольнуть выдержками из отдельных авторов. Словесник любит, не хуже директора, вставить в свою речь виртуозное словечко. Рассказывает он, впрочем, хорошо. Он имеет большую свою библиотеку. Одно лишь плохо - читать не умеет. Но этот недостаток совсем теряется в его больших достоинствах. В общем, люди они хорошие и деликатные.

17 сентября 1937. Вечер. Читал А.В. Кольцова. Нравится. Надо сообщить, что на мне вновь оправдалась поговорка: встречают по одежде, а провожают по разуму. Мои мечты начинают постепенно сбываться. Надо сказать, что литератор здесь неплохой. С его помощью при школе организуется «литкружок» и намечается издание рукописного литературного журнала (редактором этого журнала хотят назначить меня). Меня же выбрали и в редколлегию стенгазеты. Этого, разумеется, я только и ожидал. Теперь мое дело пойдет. В тревоге и суете последних дней забыл даже совсем о Институте; сегодня надо будет закончить контрольную работу и отослать по назначению.

Полностью тексты читайте на сайте проекта. 

 

 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также