Философия в объективе

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Человеческая жизнь быстротечна. Мастер жив, пока живы его творения. Память человеческая сохраняется в искусстве: в картинах, книгах, музыкальных произведениях.  И, конечно, достоверный свидетель эпохи – фотография.

На прошлой неделе в Галерее сибирского искусства состоялось открытие выставки выдающегося фотохудожника Александра Князева. Выставка посвящена памяти автора, ушедшего от нас 27 декабря 2020 года.

Его первые опыты с фотографией начинались ещё в детстве. После школы Александр Дмитриевич пробовал себя в театре, начинал учиться на актера, но в итоге переключился на фотографию и журналистику, сохранив на долгие годы интерес к театру, уже как фотограф.

Первая авторская выставка фотографий состоялась в далёком 1972 году, когда Александр Дмитриевич был студентом третьего курса, а через год пришли первые призы международных фотографических выставок. Его имя было известно не только в Иркутске и Москве, но и в Сеуле и Вене, Париже и Пекине, Братиславе и Петербурге, Шлезвиге, Линце, Каннах, Нанкине. Он первый из сибирских фотографов экспонировал свои работы о Байкале во Дворце фестивалей в Каннах. За сорок пять лет профессиональной деятельности состоялось более двадцати персональных выставок в России и за рубежом.

В экспозиции Галереи сибирского искусства представлены около пятидесяти чёрно-белых работ, созданных в 70–90-е годы XX века.  Это тот самый случай, когда к выставке применимо слово «стильно». Хотя никак иначе от настоящего Мастера быть и не может. 

Удивительная подборка  портретов известных личностей. Моменты вдохновения, духовного подъёма, созидательности. Лаконично, мощно, выразительно.

Экспериментальные и постановочные фотографии. Невероятно, как с чёрно-белого кадра может буквально литься потоками солнце. Как фигурка ребёнка преображается в символ молодости и жизни. Насколько точен и предельно ясен взгляд Мастера, выбирающего нужный ракурс, гармонично сочетающего детали.

Ещё одна серия работ – репортажные съёмки. Когда даже через объектив чувствуется боль от происходящего в жизни общества, когда буквально задыхаешься от остроты сопереживания, как немой свидетель уже минувшего, но, тем не менее, остро переживаемого момента.

Творчество Александра Князева неповторимо и узнаваемо: в его работах присутствует точность взгляда, прихотливая игра с формой и изобразительное новаторство. Кадры, которые наполняют душу щемящей тоской, вызывают внезапное удивление и провоцируют чувство восторга. Причём, смена эмоций идёт каскадом из произведения в произведение, не оставляя равнодушным никого. Такова участь Мастера, оставшегося своими произведениями в нашей памяти.

                                     Мария Моженкова, искусствовед

На фото: Мальчик с цветком. 1977; Актёр Игорь Кваша. 1985; Мёртвая деревня. 1979.

Возрастное ограничение: 16+.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

11.02.2021


Новости партнеров