Иркутск Коли Тарханова

11 мая 2019

Сегодня утром стало известно о смерти известного иркутского фотографа, кинорежиссера Николая Тарханова. Друзья, коллеги по работе вспоминают Николая на своих страницах социальных сетей.

Яна Лисицина: это так неожиданно, так ужасно, ведь у Коли был хорошее время мужской зрелости, это не закатное время, а все оборвалось внезапно, вдруг, и как-то все. Надо что-то вспомнить, что-то сказать, рассказать о нем, ведь это столетнее знакомство. Ну, например, как мы были на пленэре на Ольхоне с корейцами, или ехали куда-то с дизайнерской выставки, или еще что-то. Коля был очень интересным, деликатным и в то же время импульсивным собеседником. И мы говорили об искусстве, о творчестве, и старались аккуратно обходить острые углы, а они лезли и лезли, и мы горячились, но старались, старались...

Но в голову особо ничего не лезет, голова болит чего-то. Вспомнила только в подробностях как Коля пришел к нам в гости в мастерскую, и затащил на самый верх (мастерская там, где предполагается чердак) свой супер-велосипед. Они были оба мокрыми, потому что шел дождь. «Не сопрут?» - спросил Коля. Мы внимательно оглядели крохотную лестничную площадку. Наверху была только крыша. Напротив моей двери - закрытая мастерская другого художника. Воздух застыл в тишине. «Не,» - неуверенно сказала я. «Ну ладно,» - сказал Коля, и мы пошли пить чай.

Ашот Оганесян: никак не могу поверить, все утро думаю только об этом. Таких как Николай - единицы! Талант, харизма, человечность, мудрость. Никогда не забуду свою работу на СТВ, когда Николай был директором. Он научил меня многому. И всегда говорил мне, что журналист должен знать не только своё дело, но и уметь снимать и монтировать. В голове не укладывается мысль о том, что его больше нет. Но он оставил нам всем в память о себе свою работу, которая бессмертна.

Андрей Фомин: три дня назад мы разговаривали с Колькой по телефону (роуминг, сволочь, долго не поговоришь), и он ещё спрашивал, не задержусь ли я на обратном пути в Москве, хотел увидеться.

Татьяна Глюк: пустота в душе. Ушел человек, который многому научил, который мог помочь, что-то посоветовать в любую минуту, даже находясь в другой части света. Ушел друг молодой и талантливый.

Наталья Андреенко (Сидней): так переживаю, как будто близко знала его. Познакомилась с ним еще работая в Denis school, потом уехала в Австралию, потом связались через facebook, и все время я знакомилась с ним через его посты, фотографии, видео. Такое чувство, что проживала его ощущения жизни через его творчество. Чудо искусства фотографии Николая.

Олег Ермолович: Я был рад каждой встрече с ним.

Андрей Сырцов: Николай был уникальный, лучший, во всех смыслах. У нас ни одна совместная работа и всегда это очень ярко, харизматично.

Алексей Гордилежа: Николай был первым человеком, который открыл мне истинную красоту фотографий.

Валерий Шевченко: шок!

Наталья Калинина: сижу, реву, не верю. Как больно, горько и слишком близко. Как же тяжело вас терять, парни! Нет, я не могу в это поверить.

Дума Иркутска: его называли дядей Колей — он был открытым, дружелюбным, интеллигентнейшим, талантливейшим человеком, у которого хотелось учиться и которому хотелось соответствовать. Большую часть своей жизни он связал с кинематографом, много путешествовал и не тратил время впустую. Его наследие - богатая фильмография, сотни прекрасных фотоснимков и доброе имя.

Алексей Петров: мы очень хотели пригласить Колю на фестиваль КНИГАМАРТ, была идея либо сделать выставку, либо мастер-класс, но он в это время работал в Москве. Во время разговора договорились, что на следующий год он постарается…

Василий Медведев: уже и не помню, как мы познакомились, но одной из первых бесед был разговор о моем мастере (учеба в вузе) и его наставнике в профессии Валерии Владимировиче Хоменко,. Я говорил, что Валерий Владимирович терпим и добр, а Коля считал, что чрезмерно строг и неумолим. Правы мы были, наверное, оба, тогда уже для Хоменко Коля был коллега, а мы желторотые глупенькие студенты, которым учиться ещё и учиться. Вот так мы с Колей всегда и спорили, и спорить с ним всегда было очень интересно. Споры были горячие, иногда я даже на что-то обижался, говорил что-то эмоциональное, обидное, а вот Коля никогда себе такого не позволял, несмотря на накал беседы всегда был подчеркнуто тактичен. Эх, жалко… столько ещё не обсудили, о стольким ещё не поспорили. А Коля ещё столько не снял, такие планы были… В очередной раз подумал о жизни, о том, что нельзя откладывать на завтра, ибо завтра может не быть. Нужно спешить жить, спешить творить.

Сергей Шмидт: жалею, что толком так и поговорили, а в фейсбуке в основном явно не понимали друг друга. Торопитесь, товарищи, и поговорить, и понять друг друга. Времени отпущено не так много, как кажется.

Инна Черных: Такие редкие и такие емкие встречи у нас с тобой были, о таком близком говорили! Всегда на одном языке! Всегда с замиранием в сердце рассматривала твои работы, каждый их миллиметр, боясь что-то упустить, потому что в каждый миллиметр ты умудрялся вложить целую Вселенную! Ты должен был ещё многое показать, рассказать, донести нам...

Наталья Меркулова: Коля, дорогой мой, мы с тобой три месяца пытались встретиться. То я улетала, то ты. Но я не волновалась, ты же теперь москвич, рано или поздно встретимся. А я и на прощание с тобой не успеваю - снова улетаю. Так мы и смеялись: все, кто переехал в Москву, не встречаются годами. Но я собиралась набрать тебя после праздников... Ты классный, всегда был свой, тёплый, сильный, смешной, вдохновляющий. Первый мой телевизионный начальник, накачанный парень с хвостиком, мне все завидовали, вот это босс! Ты многому научил, многое дал и выпустил из гнезда. Спасибо тебе, мой дорогой, спасибо. Дорогие наши мальчики, не стесняйтесь, вызывайте скорую, если вам плохо! Не думайте, что вы отравились, если вам плохо целую неделю. Не бойтесь казаться слабыми, вы нам очень дороги, относитесь к себе внимательней. Берегите себя.

Соболезнования родственникам Николая выразили администрация города Иркутска, дума города Иркутска, Иркутское фотографическое общество.

«Глагол» решил собрать фильмографию Николая Тарханова. Конечно, это только малая часть фильмов, к которым они приложил свою руку. А ведь еще столько клипов для Аркадия Стародубцева и других артистов.

1995 – режиссер монтажа фильма «Pro Memory», который через год получит награду «Хрустальная роза» на международном кинофестивале «Человек и Море» в Японии.

1999 – продюсер короткометражного документального фильма «Путешествие в пещеру «Ботовская».

2000 – продюсер короткометражного документального фильма «До глубины сердца»; сопродюсер и режиссёр четырёхсерийного телефильма «Иркутские истории», фильм номинирован дипломом за участие во всероссийском фестивале «Общество и правопорядок» (Москва).

2003 – автор сценария фильма «Ольхон-остров контрастов». В 2005 году фильм получил приз на всероссийском фестивале «Живая Вода».

2004 - автор сценария, режиссёр, оператор короткометражного документального фильма «Без неба»; автор сценария документального фильма «Поколение».

2005 - режиссер, оператор документальных фильмов «Ёрдынские Игры», «Три круга войны»;

2010 – сорежиссер и оператор-постановщик короткометражного игрового фильма «Подарок», в 2011 году фильм показан во внеконкурсной программе кинофестиваля «Святая Анна»;

2011 – оператор короткометражного игрового фильма «Побег», главный оператор фильма «Уроки жизни» по заказу минобразования Иркутской области, оператор-постановщик фильма «Ноев ковчег ментаваев»; оператор-постановщик документального фильма «Хранители людей-цветов» из авторского проекта Сергея Ястржембского «Магия приключений»;

2012 - оператор-постановщик документальных фильмов «Очищение Солнцем», «Библия у столба предков» (о племени асматов, проживающих в Новой Гвинее), «Мертвые птицы долины Балием», «Тайны королей леса» (о племени рауте из Непала), «Заклинатели смерти» (об этнической группе кальбелия из Индии), «Ментаваи», «Джакарта: под соусом из тысячи островов», «Африка: кровь и красота» из авторского проекта Сергея Ястржембского «Магия приключений»;

2013 – режиссер, оператор-постановщик фильма «Сломанная кукла» (Гран-При кинофестиваля REC, победитель фестиваля «Лучезарный Ангел» в Каннах);          оператор фильма «Дед Степан, Мартьям и Мамелфа, или Русские староверы в Боливии» (режиссёр - Сергей Ястржембский);

2014 – главный оператор документального фильма «Волкодав» (режиссёр - Сергей Ястржембский);

2015 – оператор фильма «IVORY. A rime story» (режиссёр - Сергей Ястржембский)

2018 – оператор документального фильма «Две королевы. Постановка Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского», «Фабрика Станиславского. Летний фестиваль губернских театров»

2019 – оператор фильмов «Путешествие в Антарктиду» (Непутевые заметки с Дмитрием Крыловым)

Фото Марка Рыбака и Аркадия Стародубцева

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также