Распутинская старуха Дарья: жизнь и судьба Стефании Станюты

11 ноября 2018

До конца жизни Станюта была стройна и легка. Не позволяла себе сидеть скособочась. Ровная спина. Походка как у модели или танцовщицы. Одевалась всегда скромно, но стильно. Никогда не носила брюки, потому что считала, что женщина должна быть женственна. Юбки и платья ниже колен. Линии плавные, струящиеся.

Высокими, стройными, худощавыми были ее сын и внук. Александр стал профессором, доктором наук, писателем. Написал о знаменитой матери книжку «Стефания». Внук окончил факультет журналистики. Правнучка Мелитина Станюта - олимпийская призерка по гимнастике. Здесь, в третьем поколении пластические таланты Стефании Михайловны привели правнучку на мировые пьедесталы почета.

Единственной белорусской актрисой, в честь которой выпущена почтовая марка с ее портретом и печать для погашения с театральными масками, была Стефания Станюта. Знаменитая актриса театра имени Янки Купалы прожила долгую и интересную жизнь. На одном из своих юбилеев она так танцевала, что молодые артисты с удивлением спрашивали: «А вам действительно 60?» Позже так же удивлялись: неужели 70? 80? 

Она родилась в 1905 году и прожила 95 лет. Народной артисткой Белорусской ССР стала в 1957-м и какой-то довольно большой период жизни ничем особенно не удивляла.

Накануне ее 80-летия в театре решили ходатайствовать о присвоении звания народной артистки СССР. В высоких кругах удивились и даже возмутились: зачем 80-летней такой царский подарок? Что она может? Все уже позади. Но нашелся умный человек, который сказал: «Звание она заслужила». И началась у нее очень активная творческая жизнь.

Спектакль на двоих с Виктором Манаевым «Гарольд и Мод», где юноша влюбляется в пожилую леди. Многочисленные съемки в кино и в 84 года - почти библейская роль в спектакле «Страсти по Авдею».

Удивительно, что чаще всего Станюта играла пожилых сельских женщин, хотя сама актриса горожанка, даже дачи никогда не имела. Во многих спектаклях и фильмах она привлекала зрителей не жизненной похожестью, а совпадением с определенным народным типом, исконно славянским. Народность актрисы была не в происхождении, а во владении мастерством.

Станюта всегда умела разговаривать просто, двигаться естественно, как это делают люди из народа. Она умела отбирать приемы и краски, типичные для сельских женщин. Это результат точных наблюдений, огромной актерской работы, простоты быта, веселой легкости контакта с людьми. В течение всей жизни актриса попадала в поле зрения режиссеров, которые искали «человека из народа». Она никогда не отказывалась от таких ролей, даже если они были совсем маленькие. Ей часто присылали письма со всех концов Советского Союза, который она объехала. Доверяли свои мысли, ждали совета, признавались в любви. Актрису ассоциировали с ее героинями, потому что чувствовали человеческое тепло и веселую энергию. Сама Станюта, как и ее героини, никогда не жаловалась на судьбу, потому что строила ее сама, а богатство хранилось не в кошельках и сундуках.

Главным фильмом ее жизни стало «Прощание» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Главная роль - старая крестьянка Дарья Пинегина. Начинала снимать фильм Лариса Шепитько. Заканчивал после ее гибели Элем Климов. Ее Дарья неотделима от мощного огромного дерева, с которым не справиться ни трактору, ни бензопиле. Стефания Станюта с ее иконописным лицом и сотней обаятельных морщинок так и запечатлена на множестве рекламных фотографий на фоне этого удивительного дерева. Дарья у Станюты - это подлинность природы. Годы и испытания избороздили морщинами могучий ствол дерева. Дерево живое. Так же естественна и Дарья. Ничего выдуманного, ни тени игры. Пластика актрисы закономерно повторяет пластику дерева. Вечные такие Дарьи на русской земле. Вечна красота и сила природы.

Ее старухи всегда немного чудаковаты. Они веселые, добрые, легкие на подъем. Они уживчивы и всегда готовы прийти на помощь. Одна тема как бы навеки «запрограммирована» в любой роли Станюты - тема хорошего чуткого человека, который так и светится обаянием и женственностью. Одна и та же пластика поражает своей утонченностью, гармонией, изяществом и строгостью, образуя неповторимый мир образов Станюты. Экономия приемов, глубокий инстинктивный расчет эффекта позы - откуда это у нее?

Молодую танцовщицу пригласил в родовое гнездо белорусского профессионального театра «Белорусская хатка» знаменитый Флориан Жданович. Следом за ним она пошла в только что созданный первый государственный белорусский театр - БДТ-1. Она пела и танцевала. Серьезных ролей ей не доверяли, да и сама Стефания чувствовала, что ей по силам пока этюд, мазок, одна краска.

Для глубокого образа не хватало мастерства. Она была свежей и яркой краской в палитре первых купаловцев. Это было замечено. В 1921 году ее с группой таких же одаренных людей направили в Белорусскую драматическую студию в Москву.

Это было счастливое и голодное время, когда жили в тесноте, но не в обиде. Со своим педагогом Софьей Гиацинтовой расплачивались мешком картошки, привезенной из Беларуси. Артисты были увлечены театром Всеволода Мейерхольда, где голос и пластика были главными. Вернулись не в Минск, а в Витебск. Это была весна нашего театрального искусства, и он подстраивался не под реальную жизнь, а под карнавал.

Коллектив, который сформировался в Москве, образовал БДТ-2, или, как его часто называют, Второй белорусский театр. Одно простое перечисление ролей этого периода свидетельствует о том, что Станюта продолжает оттенять чьи-то краски, что она еще скромно остается фоном. Своя линия вырисовывается пока робко, скромно. Она играет Титанию («Сон в летнюю ночь» Шекспира), Агаву («Вакханки» Еврипида), Психею («Эрос и Психея» Ю. Жулавского), ее занимают в «Царе Максимилиане» и в первых схематичных пьесах белорусских авторов. Нет, не было в этих работах правды жизни. Была, как верно заметят ее товарищи, театрализация жизни. И долго еще ее будет увлекать карнавальная палитра реальности. Лишь позже, как и весь театр того периода, придет Станюта к широкому материалу жизни, к обобщениям высокого порядка. Она с увлечением играла в массовках «народ за стеной». Так подшучивали актеры по поводу своих бессловесных ролей. А пока глаз еще не насытился изобразительным материалом. В причудливых линиях и красках переплетались впечатления от богатейшей художественной жизни Москвы. Стефания Михайловна была переполнена лишь чувствованием музыкального ритма и пластического образа.

Потом был Минск. Переход на сцену Купаловского театра. Новый театр. Новые партнеры. Новый репертуар. Из того, чему ее научили в Москве, использовалось немногое, прежде всего подчиненность сильной купаловской режиссуре. У Стефании Михайловны появились роли, где понадобилась ее человеческая индивидуальность, ее способности, взгляды на мир. Лучшей работой стала экстравагантная Шарлотта в чеховском «Вишневом саде».

Она полюбила комедийные роли. Таков уж характер актрисы: любила шутить, смеяться. Оказались доступны все оттенки - от мягкого юмора до безжалостной сатиры. С легкостью, без натуги начала она лепить своих чудаковатых героинь, угадывая судьбу, прочитывая биографию и окрашивая незатейливую несложившуюся жизнь сочувствием.

Но в театре она долго была не в числе главных. Скорее, на подхвате. Всех аристократок и классический репертуар играла знаменитая купаловская красавица Ольга Галина. Стефании Станюте и Галине Макаровой доставались деревенские женщины. Станюта старалась доказать, что с помощью пластики и живописи можно открыть в роли те пласты чувств и ощущений, которые порой не видны даже режиссеру.

В жизни Стефания Михайловна - простой симпатичный человек. На сцене в ней стала появляться сложная таинственность. Разгадываются ее героини непросто. Как каждая талантливая актриса, Станюта имела свою тайну. И самая сложная загадка — секрет ее кажущейся простоты.

На судьбу Стефания Михайловна не жаловалась, ни от какой работы не отказывалась. «Служение театру» - такое старомодное, полузабытое выражение! Однако оно передает истинную суть актерской профессии, которая не совпадает с простым хождением на работу.

Стефания Михайловна Станюта отводила себе в жизни театра скромное место. Лидерство, волевое добывание ролей не в ее характере. К шумной популярности, связанной с кинематографом, она относилась с юмором. Однако роли ее, сыгранные после 70, раскрыли новые грани таланта и неиспользованные возможности.

Постоянные поездки и командировки для 60-летней женщины трудны, 70-летней - просто не рекомендуются. Ежедневные разъезды в тряском автобусе в 75 лет выглядят по меньшей мере необъяснимыми и невероятным чудачеством.

Когда Станюте исполнилось 78, она месяц ездила по колхозам со спектаклем «Верочка», удивляя своих молодых коллег выносливостью, непритязательностью, постоянно бодрым настроением. Снималась на всех киностудиях тогдашнего Советского Союза.

Одним из наиболее переломных моментов кинофильма является сцена заговора старухи Дарьи. В оригинальной повести никакого заговора нет. Он присутствует только в кинофильме. В своих основных частях он восходит к сборнику публикаций «Великорусские заклинания», подготовленному известным исследователем русской литературы Леонидом Майковым, изданному еще в 1869 году. Любопытно, что текст заклинания старухи Дарьи не однороден и составлен частично из отрывков различных заклинаний разного времени и места  фиксаций, приводимых в книге. 

Когда читаешь повесть Валентина Распутина, в которой он сибирский говор своих героев передаёт, через него, этот говор, всех героев и воспринимаешь. У Стефании Станюты  в фильме его нет, её героиня говорит на литературном русском. Ну правильно, не могла же сибирская старуха на белорусском говорить. Позднее писали, что жаль - на белорусском Станюта ещё органичнее играла, в сущности, это тоже народный говор, только не восточносибирский, а западнорусский.

После размышлений по поводу этого факта у многих из очевидцев сложилось мнение: на подобные подвиги способны лишь актеры старой закалки, у которых суровые жизненные испытания выработали твердость духа, спартанскую готовность к трудностям и оптимистический взгляд на вещи. Не верится в правдивость такого утверждения. Может, и так, но, скорее всего, всякое истинное подвижничество в науке, искусстве, творчестве связано с горячим интересом к избранной профессии.

Коллега Станюты по театру актриса Алла Долгая рассказывала, как они жили с ней во время гастролей в одном номере: - За месяц я ни разу не слышала от нее жалоб на свое здоровье, хотя возраст у нее уже был немалый. Как-то спрашиваю: «Стефания Михайловна, у вас никогда ничего не болит?» - «Конечно болит». - «Но вы ни разу и не намекнули об этом». - «А зачем? Неужели тогда болеть перестанет?» Порой Станюта заходила в номер и с улыбкой говорила: «Аллочка! Сегодня будем выводить стронций!» Она доставала бутылочку красного вина, и мы выпивали совсем по чуть-чуть - только чтобы вывести из организма все плохое.

Друзья и родственники придумывали ей разные имена. Актеры называли Лелей или Станюткой. Близкие - Стефой. Фанатки и поклонницы давали своим дочерям редкое имя Стефания. На сцене она могла быть и простой бабой, и экстравагантной леди. Талантливая актриса была открытым, жизнерадостным, светлым человеком. Но мы ее знаем как Дарью.

5 ноября музей В. Г. Распутина и Иркутская областная юношеская библиотека имени И. П. Уткина объявили о проведении конкурса инсценировок по произведениям Валентина Распутина «Дом – частица нашей души». Для участия в конкурсе необходимо разработать и исполнить инсценировку, записать видео инсценировки. Для инсценировки используются произведения Валентина Распутина, обязательно содержащие в себе описание деревни, дома, деревенского быта. Участие в нем могут принять лица в возрасте от 7 до 30 лет. Приветствуется использование музыкального сопровождения, декораций, костюмов. Конкурс приурочен к проведению Года театра в России. Инсценировка представляет собой сценическое оформление литературного текста согласно предложенным категориям: мини-спектакль, театр одного актера, театр теней, кукольный театр, литературно-музыкальная композиция.  Оргкомитет конкурса предлагает участникам список подобранных сюжетных отрывков. Выбор конкретного произведения для инсценировки является свободным. Работы на конкурс принимаются до 15 марта 2019 года в формате mov или mp4 на электронный адрес irklib@mail.ru. Кроме видеозаписи работы необходимо прикрепить к письму заявку на участие в конкурсе. В теме письма необходимо указать название конкурса: "Дом – частица нашей души". 

По материалам Onliner и другим источникам

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также