Итоги-2020: Алексей Корольков

Доктор геолого-минералогических наук, профессор Иркутского госуниверситета Алексей Корольков впервые выступает с итогами года на страницах "Глагола". Поскольку он принимает самое активное участие в различных городских просветительских проектах, нам показалось интересным подвести иттоги ушедшего 2020-го вместе с "профессором на удаленке". Так написал о себе Алексей Тихонович. 

Прошедший трудный 2020 год у многих людей вызвал желание подвести итоги. Работа происходила в необычной обстановке. Хочется рассказать о своей деятельности по всем направлениям. В настоящее время на геологическом факультете ИГУ имеется три кафедры (динамической геологии, полезных ископаемых, геологии нефти и газа). Накануне високосного 2020 года в процессе оптимизации произошло сокращение двух кафедр (геологии и геофизики, минералогии и петрографии), в результате этого увеличилась нагрузка на преподавателей. Поэтому в ушедшем году пришлось читать лекции, проводить практические и лабораторные занятия для студентов очного и заочного отделения, магистрантов и аспирантов по 14 дисциплинам. Два аспиранта из Монголии, шесть магистрантов, шесть бакалавров и четыре специалиста заочного отделения успешно защитили свои выпускные работы под моим руководством. В рамках научной деятельности опубликовал 13 научных работ.

Общественная деятельность. Сделал доклад о первом декане геологического факультета ИГУ, профессоре Михаиле Одинцове на конференции, посвященной 70-летию Института земной коры СО РАН. Выступил на проекте «Научные weekend-Ы» в Научной библиотеке им. В. Г. Распутина. Тема настолько увлекла, что слушателями-историками было предложено составить совместный сборник статей о семье Болеслава Шостаковича, много сделавшего для Иркутского университета и всей сибирской науки. Принимаю активное участие в работе президиума польской культурной автономии «Огниво». Организации исполнилось 30 лет, однако из-за коронавируса юбилейные мероприятия были отменены.

Летом 2020 года нам с женой удалось хорошо отдохнуть. Сначала побывали в Сочи, когда санатории только открылись после пандемии. Запомнились прекрасные сады, бассейн, теплое море с дельфинами, экскурсии в олимпийскую деревню с огромными стадионами, на горный курорт Роза Хутор, на дачу Сталина, в морской порт, на гору Ахун, прогулки по экзотическим горным тропам с карстовыми воронками и водопадами. А в августе мы были в Санкт-Петербурге. Величественный город предстал во всей красе. Однако, экскурсионная группа в Эрмитаж состояла из…шести человек из-за пандемии. Кроме того, побывали в Петергофе, Кронштадте, Пушкино. Посетили Екатерининский дворец и янтарную комнату, музей Фаберже, Исаакиевский собор, Казанский собор, Музей блокады, Кунсткамеру, некрополь Александро-Невской лавры... Конечно, все посмотреть за 10 дней невозможно, но и забыть нельзя Невский проспект, дворцы и здания города, где проявилось удивительное искусство рук человеческих… Эта поездка дала стимул усиленно интересоваться историей России, а экскурсоводы поразили глубокими знаниями и большой любовью к великому городу, которую сумели нам передать.

Не могу сказать, что переход на дистанционное обучение был легким. Общение со студентами, возможность по их глазам узнать заинтересованность предметом или просто ответную реакцию на изложенный в лекции материал – это то, чего катастрофически не хватало преподавателю. Недостаток общения пришлось компенсировать вопросами по ходу лекции, адресованными конкретным студентам, чтобы понять их заинтересованность. Причем, довольно быстро удавалось распознать степень внимательности и понимания слушателей.

Освоение навыков проведения конференций через ZOOM вначале вызывало затруднения, но постепенно привык с помощью… студентов. Через компьютер можно проводить лекции не только с презентациями, но и с простыми рисунками (как на обычной доске), позволяющими точнее объяснить материал. Большой объем дисциплин потребовал много времени для составления и уточнения презентаций. Студентов некоторых групп видел только через компьютер, а очно с ними ни разу не общался. Приходилось требовать включение видеоизображения из-за опасения, что в домашней обстановке студенты невнимательно лекцию слушают. Иногда выявлялось в таком случае, что кто-то слушает лекцию…в машине.

Проверка знаний – слабая сторона электронного обучения. Тестирование не дает желаемого результата, рефераты эффективны только индивидуальные. Наиболее приемлемо, на мой взгляд, является выполнение письменных заданий с составлением презентаций по конкретным темам для каждого студента. В этом случае предлагается как можно больше привлекать материала из интернета. Многим студентам это нравится, они выискивают много интересного. Но нужно следить за правильностью оформления, логикой, структурой презентации, умением делать выводы и правильно оформлять список электронных источников.

В целом, итоги 2020 года можно назвать положительными. Несмотря на трудности с работой в дистанционном режиме, получены хорошие результаты, освоены новые разделы геологии и истории, приобретены навыки углубленной работы с компьютером и интернетом. Однако непосредственное общение со слушателями, коллегами и студентами остается главной мечтой будущего.

Фото из соцсетей

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

12.01.2021


Новости партнеров