Бурятские музыканты создали "Оду трактору"

Летом 2020 года в селе Хадахан Нукутского района группа «Shono» сняла первый клип на народную бурятскую песню «Колхозный трактор». Это музыкальное произведение было написано сто лет назад, а его главный герой – колхозный трактор, верный товарищ, с помощью которого люди в деревнях работали с утра до вечера и кормили свои семьи. В песне воспевается мощность и надёжность «железного коня».

В современном исполнении национальной песни удивительным образом переплелись рок и горловое пение. В клипе присутствует особенный колорит. На фоне полей и реки Ангары Илья Архинчеев лихо управляет трактором, словно герой бурятского эпоса Гэсэр едет на своём мощном коне, преодолевая все трудности на пути. Своеобразный образ в клип внесли фотографии рок-музыканта Виктора Цоя и мастера боевых искусств Брюса Ли. 

Видеоклип сняли за два дня. Съёмочная группа работала с утра и до ночи. Главная героиня Алина Дондукова, обладательница Гран-при конкурса «Красавица Ёрдынских игр-2019», рассказала, что во время съёмок самым сложным было вставать в четыре часа утра и в холодное утро выдвигаться в поле на съёмки, но ей очень понравилось кататься на тракторе: "Когда выложили клип в соцсети, люди в комментариях писали, что благодаря ему словно окунулись в атмосферу 90-х годов и вспомнили молодость".

Для других участников сложнее всего было собрать всех героев видео и согласовать съёмки, так как съёмочная команда находилась в Улан-Удэ, там проходил процесс монтажа, а группа находилась в Иркутске.

Воплотить замысел своего клипа исполнителям помогло СХАО «Приморский», для которого это новый опыт.

Немного о группе «Shono». Её создал Александр Архинчеев, уроженец поселка Бильчир Осинского района. Он окончил музыкальный колледж имени П. И. Чайковского, отделение бурятских народных инструментов по классу морин хуур. Четыре года работал в Бурятском государственном национальном театре песни и танца «Байкал», но все время мечтал создать свою уникальную группу: "Однажды услышал запись одного монгольского исполнителя на кассете и решил за ним повторить. Мне понравилось, и я стал учиться горловому пению. Такое исполнение называется хархира, это низкое горловое пение, нижний обертонный звук получается".

В 2013 году музыкант с гитаристом Зоригто Батоцыреновым дали несколько концертов во Франции. Александр пел народные песни, играл на морин хууре, а Зоригто исполнял народные мелодии в блюзовой и фолковой манере. По возвращению Александр решил организовать группу. 

Как-то на занятия к музыканту пришёл бас-гитарист Владимир Сидоров, знаток горлового пения,  мастер высокого уровня. Вместе они решили попробовать сыграть фолк-музыку. Так в 2014 году и родилась этно-группа под названием «Shono», что в переводе означает Волк. Шоно считается великих тотемом одного из бурятских родов. Группа исполняет бурятско-монгольскую народную музыку в современной обработке с элементами горлового пения.

В январе 2016 года группа выпустила свой первый альбом «Hunters» («Охотники»). С тех пор состав коллектива поменялся два раза. Исключением стал музыкант-басист. До пандемии группа активно ездила с гастролями во Францию, Польшу и Казахстан. В 2018 году выступили в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости.

Как отметил Александр Архинчеев, сегодня молодое поколение не особо воспринимает культовые песни своих предков. Для того, чтобы молодёжь не забыла свою культуру, артисты решили создать смешение этнической музыки с элементами рока, джаза и блюза.

Сегодня руководитель группы работает в Осинской школе искусств, где преподаёт детям горловое пение и учит играть на народном монгольском инструменте морин хууре. В будущем планирует создать сольное пение, связав горловое пение с электронной музыкой.

Александр в 2008 году участвовал в горловом пении на конкурсе «Дыхание земли» в Улан-Удэ и занял первое место. Он - обладатель золотых дипломов международного фестиваля «Алтаргана» (2018, 2019).  Сейчас группа состоит из четырёх человек. Александр исполняет горловое пение и играет на морин хуур и лимбэ. Евгения Томитова, лауреат и дипломант многих международных конкурсов по инструментальному исполнительству, играет на 13-струнном щипковом инструменте – ятага. Другие участники группы играют на бас-гитаре, варгане, на ударных и перкуссиях. Как правило, этническая и фольклорная музыка не обходится без перкуссии, которая представляет особую категорию ударных инструментов, создавая и подчёркивая ритм в электронной, этнической и в любой другой музыке. В перкуссии используются бубен, кастаньеты, ковбелл, трещотки, бонги, колокольчики, маракасы и прочее.

В группе «Shono» музыкант Константин Токарский в качестве перкуссии применяет кахон, джембе, конга и различные шумовые эффекты: шум дождя, звук ручья, орешки и бубенчики…Как рассказал музыкант, барабанами он увлёкся на старших курсах университета, когда в руки попался маленький сувенирный этнический барабан. Звук этого инструмента настолько очаровал Константина, что после этого он начал коллекционировать различные перкуссионные инструменты. Затем музыкант начал играть на этнических барабанах совместно с другими музыкантами в ансамбле. Сегодня у Константина Токарского есть своя студия, которая называется «Space Jam Drum» при ИГУ, где он преподаёт ударную установку и перкуссию. Также есть одноимённый ансамбль этнических барабанов, в котором играют различные ритмы Африки, а также латиноамериканские ритмы: Куба и Бразилия. Ансамбль не раз участвовал в Иркутском карнавале в честь дня города и в других мероприятиях города.

Особенность группы в том, что национальное горловое пение, характерное для Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов, исполняется в тандеме с современным роком. Известно, что в основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам природы: журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. Например, хархираа означает рык медведицы, исхэрэ - звук горного ручья, а хоомей  -  голос горной козы. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы заманить добычу, скотоводы-кочевники с помощью голоса управляли домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях.

У коренных народов Севера горловое пение по сей день остаётся неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

По материалам еженедельника "Копейка" 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

12.06.2021


Новости партнеров