Среда Петрова № 49

12 декабря 1920 года в Москву из далекой сибирской поездки вернулся агитационный поезд «Октябрьская революция» во главе со всероссийским старостой Михаилом Калининым. В список из 15 сибирских городов попали Иркутск, Черемхово, Зима и Нижнеудинск.

Еще в 1918 году по постановлению ВЦИК был подготовлен и отправлен по городам и весям первый военно-подвижной фронтовой литературный поезд. В течение двух лет было оформлено и отправлено в разные регионы пять составов, совершивших в общей сложности 19 поездок, пересекших страну от Одессы до Иркутска, от Вологды до Баку. Росписями поездов руководил известный график, живописец и декоратор Игнатий Нивинский, а в самой работе были задействованы все художественные силы страны – от символистов до будущих лидеров авангарда. Как писала «Власть труда», поезд имел целью выяснение местных нужд и удовлетворение их по мере возможности, установление живой связи между центральной властью и советским учреждениями. В течение всего пути издавалась газета с последними новостями о жизни поезда, на станциях проводились митинги, во время которых показывались картины художников, продавалась литература. Источники сообщали, что всего было за время проезда по сибирским городам агитаторы роздали 491 библиотеку.

Вспоминает Григорий Ржанов, редактор "Власти труда": «Губком партии поручил мне встретить всероссийского старосту на станции Зима, где остановился агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция». Перед встречей волнуюсь. Стучу в дверь вагона… Открывается дверь, проверяют мой мандат и сопровождают в купе к Михаилу Ивановичу. Он приветливо здоровается, приглашает сесть, задаёт вопросы о жизни в Иркутске, о настроении людей. Лейтмотив вопросов: какие Иркутск испытывает трудности и что делается для их преодоления. Узнав, что я редактор губернской газеты, он поинтересовался, как газета помогает партийным и советским органам преодолевать эти трудности. По ходу разговора дал совет – не гнаться за мелочами, а освещать важнейшие задачи, стоящие перед трудящимися.

Незаметно подъехали к Черемхову. Делегация черемховских рабочих повезла Калинина на санях в Народный дом. Здесь, как говорят, яблоку негде упасть. Михаил Иванович выступил с яркой, образной речью. Впервые мы услышали его как оратора. Впечатление огромное. Об этой встрече я рассказал коллективу редакции «Власть труда» и на некоторых собраниях рабочих». Теперь о встрече напоминает мемориальная доска на здании. 

2 декабря в три часа дня поезд прибыл в Иркутск. На перроне выстроился почетный караул Красной армии. Вечером состоялась встреча с Калининым в здании Народного дома ст. Иннокентьевская. Опять вернемся к печати того времени: полушубки и шинели лучше всех говорили о том, чьим вождем являлся Калинин. Торжественное собрание открыли председатель губернского революционного комитета Шнейдер, руководитель региональной парторганизации Рютин, лидер профсоюзов Ольховский.

Не буду пересказывать речь Михаила Ивановича. Она была стандартной для того времени: Красная армия вот-вот добьет врага, мировые капиталисты не пройдут, передайте привет всем коммунистам, а пока воодушевленные идеями своего вождя Ленина, сибирские рабочие и крестьяне скоро победят и на фронте, и в разрухе.

Агитация шла по полной: прибытие поезда для провинциального города было не просто событием. Вот воспоминание одного уральского пацана: В библиотеке мы читали детские книжки. Их продавали, но если не было денег, то давали бесплатно. На другой день мы смотрели в поезде кино. На экране увидели Ленина на Красной площади. Потом ребятишкам показали картину «Стрекоза и муравей». Где еще можно было посмотреть фильмы и пошарить в книгах…

Удивительно другое: в 1931 году Калинин сам подписал указ «О переименовании Твери в город Калинин». А еще через семь лет его жену посадят в тюрьму, и он не скажет ни слова. Вот такая она жизнь пропагандиста: сегодня ты на коне, тебя все слушают, предоставляют лучшие залы. А как только выпадешь из обоймы, так о тебе не просто забудут, но еще и сгноить могут.

Наверное, я не стал бы писать об этом агитпоезде, если не вчерашнее посещение выставочного проекта в «Галерее на Шаболовке». Когда в чем-то большом встречаешь свой родной город (в данном случае – на карте маршрута был выделен Иркутск), ты уже по-другому воспринимаешь историческое событие. А людей, которые кропотливо, по крупицам, собирают материал в области много. Одна проблема – в краеведческой отрасли совсем мало молодежи. Поэтому остается только одно: собрать еще один агитпоезд, взять с собой несколько десятков молодых людей и проехаться по России. Польза будет ощутимой: как минимум, новые лица в профессии, и у каждого из них есть шанс приоткрыть крышку истории.

                                           Алексей Петров, историк


13.12.2017

Среда Петрова