Ангарская мозаика

"Глагол" часто рассказывает о жизни городов Иркутской области. Сегодня мы немного заглянули в историю второго города региона - Ангарска.

Первые землянки строителей будущего Ангарска располагались на территории современного 18 квартала. Это был 15 октября 1945 года, семьдесят три года назад. Старожилы говорят, что история "квартала" неразрывно связана с судьбою Ангарского электролизного химического комбината. Активное строительство завода началось в 1954 году, а первое производство запущено в октябре 1957 года.

В далёкие пятидесятые никто и не предполагал, что два производственных посёлка сольются и образуют один большой социалистический город Ангарск. Правда, с центром города до сих пор нет определенности. Ангарск так и остаётся городом с двумя центрами, которые географически расположены на периферии города. Вот такой градостроительный казус.

В конце 60-х годов первому директору АЭХК Виктору Федоровичу Новокшенову пришла в голову мысль украсить торцы жилых домов центральной части «квартала» картинами. Он предполагал, что картины будут нарисованы масляными красками или гуашью. Такую задачу он поставил перед группой молодых художников, в состав которой входили Николай Терехов, Николай Горохов и Константин Воеводин. Но художественную группу смущала недолговечность подобных картин. Волею судьбы, будучи в командировке в Москве, Терехов познакомился с художником – монументалистом Клавдией Тутеволь. Клавдия Александровна была выпускницей Иркутского областного художественного училища изобразительных искусств.  Её дипломная работа - горельеф на здании в Иркутске, ул. Канадзавы, дом 3. Эта работа получила высокую оценку от московских специалистов, и она была приглашена для продолжения образования в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Именно Тутеволь принадлежала идея выполнить картины на торцах домов в технике мозаики.

Первые мозаики появились на домах по улице Социалистической, которые своими торцами смотрят на стадион "Ермак" и бывший ресторан "Баргузин". Обе картины выполнены в духе соцреализма, а точнее посвящены романтике социализма. На рисунке слева композиция на тему труда, счастья и мирной жизни. Женщина в белом платье имеет реального прототипа. Автор мозаики, Николай Терехов, упоминал, что её звали Марией. Кроме имени, о ней больше ничего не известно.  

В создании первых мозаик, которые появились на домах в 1969 году, были использованы байкальские камни. Ни один камень не был отшлифован или покрашен. Кроме камней использовались различные строительные отходы: битая керамическая плитка и кирпичи, арматура, галька, щебень, осколки цветного стекла. Мастера работали прямо под открытым небом. Подобранные по цвету материалы просто выкладывались на рисунок и заливались бетоном. Внутрь такого мозаичного фрагмента устанавливалась арматура, а затем он крепился к стене дома. Естественно, что вся работа велась методом проб и ошибок. Были ошибки и промахи, которые обнаруживались уже только в готовом произведении, а исправить их уже было невозможно.

«Перу» Константина Воеводина принадлежат работы «Из жизни декабристов», «Космос», «Солдат Второй мировой». Николай Терехов является автором панно, посвященных романтике социализма и Ленину. Николай Горохов подарил городу настоящий шедевр – мозаичную картину «Встреча Сергея Волконского с женой Марией». Ну а прототипом стремительной, летящей Марсельезы стала супруга Николая Горохова. «Мы, участники оформительской группы АЭХК, хорошо знали жену Николая Лиду, – вспоминал Анатолий Осауленко. – Она всю жизнь трудилась педагогом в школе. Красивая, высокая, под стать своему мужу, – настоящая Марсельеза! И сходства между ней и женщиной на панно трудно было не заметить! Создавая панно революционной тематики, Горохов увековечил образ любимой жены».

Еще одной известной работой Николая Горохова является трехметровый портрет Курчатова на доме возле гостиницы «Южная» (ныне городская прокуратура). Художник-многостаночник доказал, что может работать не только с красками, витражным стеклом и мозаичной плиткой, но и в металле. В этом панно он использовал новую для себя технику – рельефную выколотку в алюминии. Созданный образ точно передавал дух того времени, наполненного идеями освоения мирного атома и космоса.

«Горохов оставил свой творческий след в разных местах Ангарска: его первые мозаичные работы можно увидеть на здании бывшего ресторана (теперь торгового центра) «Баргузин», – рассказывает Анатолий Осауленко. – Живописные работы Николая Ивановича есть в галерее АЭХК, они были приобретены еще во время Новокшенова. Он занимался оформлением столовых, школ, книжных магазинов. Много работал в прикладном творчестве – берестяные фигурки, розетки, медальоны расходились по друзьям и знакомым. Последние годы жизни он провел почти в забвении, скромно жил с супругой на ее пенсию, ждал новых заказов. Больной, малоподвижный, он был по-прежнему полон разных идей. И умер, не дождавшись ни их воплощения, ни заслуженного внимания к себе».

Также о Николае Горохове с большим уважением написала местный краевед Надежда Елькина: «Николай Иванович был разносторонне одарен и работал с керамикой, металлом, витражами. Занимался стенной росписью и резьбой по дереву, прикладным искусством. Но самой любимой у него была живопись. Только ему доверяли писать свои портреты друзья и знакомые… Энергия, талант, силы, энтузиазм этого человека были направлены на доброе, красивое, вечное в течение 44 лет его упорного труда». Тема декабризма родилась в 1975 году, когда ЮНЕСКО предложила широко отметить 150-летие восстания на Сенатской площади.

Для изготовление каждого из панно использовались различные секреты. Например, чтобы создать лицо Ленина, были использованы осколки керамической плитки десяти разных цветов и оттенков. На создание панно «Декабристы в Сибири» ушло около 35 тысяч кусочков керамики (вся мозаика состоит из 40 плит, в каждой из которых 650-750 керамических осколков).

Если смотреть на панно со стороны ДК «Современник», станет понятно, что они расположены в исторической хронологии. Начало - декабрьский цикл. Смотрим правее - панно с изображением победы революции в России и успехами советской власти. А завершает мозаичный рассказ Великая Отечественная война и полет Гагарина в космос. Поэтому задачей горожан является сохранить эту красоту для следующих поколений. Напомним, что в 2019 году проект создания мозаичного панно в Ангарске отметит свой полувековой юбилей. Напомним все адреса зданий:

«Во имя человека», Н. Терехов, Н. Горохов, 1969 год. Квартал 182, дом 8.

«Для блага человека», Н. Терехов, Н. Горохов, 1969 год. Квартал 188, дом 6.

«В. И. Ленин», Н. Терехов, 1970 год. Квартал 188, дом 1.

«Торжество социализма», К. Воеводин, 1970 год. Квартал 188, дом 17.

«Пролетариат», В. Федорин, 1970 год. Квартал 182, дом 14.

«Революция», Н. Горохов, 1970 год. Квартал 182, дом 13.

«Космонавт», К. Воеводин, 1971 год. Квартал 188, дом 15.

«Старая Сибирь», Н. Терехов, 1971 год. Квартал 188, дом 3.

«Новая Сибирь», Н. Терехов, 1972 год. Квартал 188, дом 2.

«Академик Королев», Н. Горохов, 1972 год. Квартал 182, магазин «Рассвет».

«Воин-победитель», К. Воеводин, 1972 год. Квартал 188, дом 16.

«Байкал», К. Воеводин, 1973 год. Квартал 188, дом 7.

«Ангара», К. Воеводин, 1974 год. Квартал 182, дом 7.

«Сенатская площадь», К. Воеводин, 1975 год. Квартал 182, дом 16.

«Декабристы в Сибири», Н. Горохов, 1975 год. Квартал 182, дом 1.

«Послание в Сибирь», К. Воеводин, 1975 год. Квартал 178, дом 1.

По материалам местной прессы и централизованной библиотечной системы. Фото из открытых источников. 


14.10.2018

Ангарск и ангарчане