Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве от Артура Харинского

14 октября 2018

Восьмая международная научная конференция «Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве» прошла в Пятигорском краеведческом музее. Конференция, которая была посвящена известному российскому археологу Герману Федорову-Давыдову, является главной научной площадкой, где эксперты в области археологии Золотой Орды, Монгольской империи и государств-наследников обсуждают результаты и перспективы исследований.

Представитель иркутской школы археологии, доктор исторических наук, профессор, руководитель научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и системы жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Артур Харинский обсудил с коллегами опыт по исследованию погребений периода Золотой Орды. В работе форума приняли участие около 100 ученых из Азербайджана, Англии, Болгарии, Германии, Казахстана, Китая, Киргизии и Румынии. 

Артур Харинский выступил с докладом о погребальных обрядах народов, населявших Байкальский регион перед формированием Монгольской империи (X-XII века). Он отметил, что Монгольская держава простиралась от Тихого океана до Черного моря. С 1260-х годов в результате междоусобной войны империя распалась на несколько независимых государств. Одно из владений получило название «Улус Джучи» в честь старшего сына Чингисхана Джучи, так как только потомки хана имели право занимать престол. В более поздний период это ханство в русских письменных источниках стали упоминать как Золотую Орду. Она охватывала территорию от Алтайских гор до низовья реки Дунай, гранича на юге с Кавказским хребтом и Каспийским морем. Расцвет государства связан с правлением хана Узбека (1313-1341), сделавшего ислам главной религией Золотой Орды и большую часть времени проводившего в Предкавказье.

По словам Артура Харинского, культурные погребальные традиции ордынцев сформировались в юго-восточной части Сибири и на юге Забайкалья: у кочевников, проживавших в X-XII веках, не было крупных долговременных поселений. Поэтому наиболее достоверным источником информации об их жизни являются материалы погребений. Ученые выделяют три группы сибирских захоронений, характерных для того периода времени. При создании одних внутримогильных конструкций использовали чехлы, покрывала и подстилки из бересты. Подобные могильники появились в Прибайкалье в конце VIII века, а на юге Забайкалья в X веке. Есть версия, что эту традицию степные племена переняли у прародителей эвенков или у самодийцев.

Харинский рассказал, что в Бурятии археологи обнаружили погребения, близкие к тюркской культуре: в  ходе раскопок удалось выяснить, что тюркозяычные племена байырку (баргуты), населявшие восемьсот лет назад бурятские земли, хоронили умерших без дополнительных внутренних конструкций. Укладывая усопшего в могилу, они ориентировались на вероятное местонахождение «страны мертвых» (север или северо-восток). С приходом монгол на эти территории, покойных стали хоронить в гробах, деревянных рамах или колодах, представлявших собой отрезок бревна с выдолбленной с одной из сторон нишей для умершего.

Ученый добавил, что позднее монгольские племена оказали определенное влияние на ритуальные обряды кыпчаков - кочевников Казахстана, Поволжья и Северного Кавказа.

Важнейшей частью форума стало посещение Городища Маджар - остатков крупнейшего города Золотой Орды на Кавказе. Археологический памятник находится в небольшом городе Буденновск в 150 км от Пятигорска. Часть маджарских артефактов хранится в близлежащем селе Прасковея, где для участников конференции организовали круглый стол.

Следующая, девятая, конференция пройдет ав Саранске через два года у бывшего золотоордынского города Укек.

Артур Харинский также побывал в Кабардино-Балкарии. На мастер-классе, который провел директор Национального музея Кабардино-Балкарии Феликс Наков, профессор ИРНИТУ узнал о том, насколько искусно черкесы владели шашкой и клинком. Лезвие черкесских боевых орудий изготавливали из дамасской стали, а основой рукояти служил буйволиный рог. Выступая перед гостями, директор музея продемонстрировал черкеску – характерное для кавказских горцев одеяние. Самый узнаваемый элемент костюма - это газыри (перехваченные тесьмой карманы для пеналов). В таких отделах воины хранили порох, пули и щепки для разведения костра. На левом плече черкесы крепили смоченный водой кусок фетра, уберегавший владельца от поражений мечом или стрелами. Во второй половине XIX века этот комплекс вооружений переняли терские и кубанские казаки. Кроме того, профессор ИРНИТУ Артур Харинский ознакомился с археологическими памятниками и основными достопримечательностями Ессентуков, Назрани и Магаса, чеченских городов Грозный и Аргун.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также