Издательство «МИФ»

Как в Иркутске появились первые ювелиры

Профессор, заведующая кафедрой ювелирного дизайна и технологий ИРНИТУ, член Союза дизайнеров России Раиса Моисеевна Лобацкая рассказала газете "Иркутск" об этапах становления ювелирного искусства в Иркутске, о секретах современных ювелиров и о том, как постмодернизм раскрывает личность художника. "Глагол" публикует текст с незначительными сокращениями. 

Когда мы говорим об освоении Сибири в XVII веке, в воображении возникает картина, как вооруженный отряд казаков продвигается на восток, по ходу воздвигая свои остроги. В числе первопроходцев были и серебряники - ювелиры. Люди этого утонченного дела оказались в таежной глуши не случайно. Все пришедшие в Сибирь были верующими, а значит, им требовались атрибуты религии. Первоочередным был личный нательный крест. Одни его теряли и заказывали новый, у других рождались дети, которым тоже нужен был крест-тельник. Более того, во время возведения острога рубили церковь, и ювелиры создавали напрестольный и купольный кресты, оклады для икон и множество другой церковной утвари. Хотя основным заказчиком была церковь, мастера делали украшения и для женщин: кольца, монисты, серьги. В архивах я нашла имя первого ювелира, который пришел в Сибирь. Им был Тимофей Серебряников, чей род прожил в Иркутске до конца XIX века. Шел 1661 год, первопроходцы основали Иркутский острог и заложили основу для местного ювелирного промысла.

В XVIII веке Иркутск становится ювелирной столицей Восточной Сибири. Прознав, что край богат месторождениями, серебряники из Великого Устюга, Сольвычегодска и других «ювелирных» городов приезжали сюда. К середине XVIII века в городе насчитывалось уже двадцать пять родовых общин серебряников - ювелирное дело всегда было потомственной профессией. Известные семьи вроде Харинских, Туголуковых, Фереферовых с пяти лет записывали своих детей в ученики, которые не менее двадцати лет оставались в подмастерьях, после чего уже могли получить государеву грамоту на открытие собственного дела. В это же время в России появляется закон о клеймении - в начале XVIII века всем мастерам-ювелирам вменялось в обязанность ставить на изделие индивидуальное и городское клейма. В качестве иркутского городского клейма с 1777 по 1799 годы использовался сибирский герб с изображением двух соболей, стоящих на задних лапах и поддерживающих лук и стрелы, увенчанные короной Российской империи. Позднее изображение на клейме было изменено на иркутский городской герб с бабром, держащим в зубах соболя.

Даже после указа о клеймении далеко не все мастера оказывались добросовестными. В иркутском архиве сохранился документ - свидетельство о лишении одного иркутского ювелира права на работу в течение трех лет. При изготовлении серег он использовал камни, которые через некоторое время поменяли цвет. Кроме того, оказалось, что процентное соотношение золота в сплаве не соответствует указанному на клейме.

"Серебряный век" иркутского ювелирного искусства подарил нам много имен и работ, которые известных за пределами Иркутска. Так, чайница с резьбой, выполненная в 1825 году Павлом Фереферовым, хранится в Государственном историческом музее, и в австралийском музее есть изделия с клеймами Фереферовых, в парижском - изделия Харинских.

Во второй половине XIX века в Иркутске складывается большое сообщество промышленников. Они занимаются золотодобычей и соляным делом, торговлей с Китаем, открывают предприятия, много путешествуют по России и за рубежом, приобретают красивые интерьерные изделия. Те, кто тяготел к отечественному искусству, покупали у московских ювелиров вещи в русском стиле, украшенные эмалями. Из Санкт-Петербурга привозили изделия в европейском стиле - работы фирмы Фаберже, Болин. Тем временем в Иркутске ювелирное искусство увядало. И причина не только в том, что местные мастера не могли предложить богатым горожанам нечто уникальное, просто источник дохода - церковь - перестала делать заказы. Отныне иконы стали печатными, а значит, им не нужны драгоценные оклады. Из-за отсутствия работы ювелиры или уезжали, или меняли род деятельности. К началу ХХ века в Иркутске существовала только ювелирная фирма Гольдберга на улице Пестеревской (ныне Урицкого): здесь делали столовые приборы и брали заказы на незамысловатые ювелирные украшения.

Третий этап развития иркутского ювелирного искусства начался крайне поздно. До конца 1960-х годов в городе ничего не создавалось, более того, существенной проблемой было отремонтировать даже цепочку - только по знакомству. Постепенно часовые мастера кроме своей непосредственной работы стали делать украшения. Это получалось неумело, ведь для создания произведений ювелирного искусства нужен не только талант и тонкое чутье, но и наработанное годами мастерство. В послевоенное время в России открываются ювелирные заводы, и производство украшений становится массовым. Я помню, как мама носила серьги с искусственными рубинами. Такие были чуть ли не у каждой женщины среднего достатка. Одну модель производили в течение нескольких лет, и о чем-то уникальном мечтать не приходилось. Ситуация изменилась в конце 70-80-х годов, когда в процесс включились настоящие художники с нестандартным мышлением. К таким людям относится семья Аркадия и Натальи Лодяновых. Они стали первыми, кто начал развивать ювелирное и камнерезное искусство в Иркутске.

Во второй половине 90-х годов прошлого века стало ясно, что Иркутску - городу, расположенному в центре минерально-сырьевого региона - без геммологического и ювелирного образования не обойтись. Поэтому в 1995 году Иркутский государственный технический университет открыл кафедру геммологии, которая затем получила название кафедры ювелирного дизайна и технологий. Здесь мы готовим дизайнеров ювелирных украшений. Наши выпускники приобретают умения и знания по всей цепочке изготовления изделия – от эскиза до запуска в производство. Например, сейчас на мне украшение нашей выпускницы Кристины Скобиной. Она работает в стиле Сontemporary Jewelry. Это концептуальные ювелирные украшения, в которых сдержанная и стильная брутальность вытеснила долго господствовавший и нередко безвкусный гламур. Настоящий мастер всегда в тренде времени. Он понимает, что люди носят, во что одеваются и какие украшения востребованы временем. Сегодня современный стиль допускает вариации форм и цветов. Мы ходим в одежде, которую бы наши бабушки назвали "и в пир, и в мир, и в добрые люди" - добавь украшение, и повседневный наряд преобразится, станет вечерним туалетом.

Сейчас эпоха "позднего постмодернизма". Для нее характерно обращение к этнике и ее переосмысление. В эту канву идеально вписываются художники, которые трансформируют свою национальную принадлежность в аутентичные мотивы в ювелирных украшениях. Самый яркий пример - невероятно талантливый Даши Намдаков, которому удается гармонично соединять почти несовместимое - восточное и европейское искусство, этнику восточных бурят и сюрреализм Сальвадора Дали, изысканные утонченные линии традиции и европейский фундамент истории искусства. Еще один талантливый мастер - Александр Алсаткин. Он родился в Усть-Орде и представляет традицию западных бурят, чье искусство сопряжено с духами родовых общин - ангонами. В современном ювелирном искусстве наиболее талантлив тот, кто свободно синтезирует культуры и традиции, при этом оставаясь узнаваемым и неповторимым.

Алена Липина, газета "Иркутск"

Фото из архива Раисы Лобацкой

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

14.12.2019


Новости партнеров

Байкал. Целиком и навсегда

Уличная шахматная доска установлена в центре Иркутска

Романтика Второго Иркутска: голубевод Владимир Колодкин о любимых птицах

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»