Всеволод Напартэ: Дома с мрачными курьезами

Только вчера "Глагол" перепечатал текст Сергея Шмидта, посвященный 10-летию сноса известного "Дома на ногах". А уже сегодня со своим пониманием того же события у нас историк Всеволод Напартэ. 

Если вы думаете что стиль необрутализма родился в муках творчества и переосмысления существовавших идей и философских концепций, то вы ошибаетесь. Все было глупей и проще. В те годы реальные пацаны капиталистического мира массово поднимали бабло на строительстве. Понятно что им вся эта архитектура была ... ну вы понимаете. Но нельзя же строить так чтобы совсем тупо. Нельзя. И был найден выход – сделать эстетикой убожество и тотальную экономию стройматериалов. К черту отделку, долой сложный план - бетонная коробка с дырками наше все. Западный архитектурный мир выдохнул с облегчением. Теперь можно не биться мозгом о стенки черепа, в моде простейшая простота. 
Стоит ли удивляться, что эти открытия пришлись по душе в позднем СССР, где постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» давно стало священным писанием. Мало того, в этом стиле стали усматривать формы коммунистического будущего.
Вот с этим знанием на перевес и приступил к Иркутску Владимир Павлов, будущий monstre sacrе прогрессивной части иркутского общества. 
Иркутск в то время люто, бешено комплексовал. Жизнь проносилась мимо. Вокруг великие стройки, любовь, комсомол и мечта, а ты сиди тут среди исторического наследия. Несмотря на большие социалистические стройки в самом Иркутске, заметного влияния на социум они не оказали. Городская традиция оказалась сильней, и пролетарский оптимизм как-то растекся по окраинам, и там укис. Потому-то «архитектурный троцкист» товарищ Павлов и лез со своими шедеврами в исторический центр так упрямо. Не думаю, что он не видел чужеродности и несоразмерности своих проектов окружающей действительности. Но его, очевидно, вела вера в грядущее торжество современной формы, и откровенная ненависть к деревяшкам. Явно талантливый художник, он не мог представить ситуацию, в которой его проекты были бы вторичны по отношению к архитектуре прошлых веков. Каждая из его работ была манифестом неизбежного нового дивного мира. Не важно в какой форме – коммунизма ли, или глобального рынка. За это и помнят. И неслучайно INSID в своей презентации «ирррркутскости» отмел историческое наследие, но упомянул Павлова – он окучивал эту поляну задолго до московско-британских креативщиков. 
В итоге – «Дом на ногах» снесли, «Дом-корабль», «Дом на Байкальской», «Дом на Гагарина» стоят мрачными курьезами, многое осталось на бумаге. Иркутск победил.

                                                                                                    Всеволод Напартэ

"Глагол" не всегда соглашается со своими авторами, но считает важным разные взгляды на историю. 

Фото из архива ИА Байкал-инфо


15.05.2018