Издательство «МИФ»

Еще успеем? Как развивается молодой кинематограф в Иркутске

«В Иркутске кино нет!» - наверное каждый участник нашего киносообщества не раз слышал такое резюме, а может быть даже и сам высказывался в подобном ключе. И сразу оговорюсь, что речь в этой категоричной формулировке скорее про кино игровое. У нас все еще нет громких готовых проектов, успешных федеральных прокатных историй. Отчасти от этого статус регионального кинопроизводства не может укрепиться в глазах иркутян. 

Энтузиазма не добавляет и тот факт, что на Байкальском фестивале регионального кино приз в игровой номинации не вручался несколько лет подряд, а в 2019 году уехал в Красноярск. Даже на Байкальском питчинге кинопроектов мы из года в год слышим одно и то же: как сильна секция документального кино на фоне традиционно слабой игровой. И два последних года подряд главный приз питчинга за игровое кино уезжает в Улан-Удэ. 

Но отсутствие громких инфоповодов не отменят факта: кино упрямо пробивает себе дорогу в Иркутске. Появляются интересные проекты, набираются опыта режиссеры, складываются перспективные команды. Ну и конечно растут студенты ВГИКа - на секундочку, единственного за Уралом киновуза. Этим летом наши студенты-киношники сняли короткометражку под многообещающим названием «Еще успеем». 

ГайдайЦентр поговорил с режиссером фильма, третьекурсницей Лидией Филипповой об этом опыте, о мечтах молодых кинематографистов и конечно об учебе в одном из самых творческих вузов нашего города. 

— В Иркутском филиале ВГИК нет такой специальности как «режиссер игрового кино». Как получилось, что вы сняли именно игровое? 

Лидия Филиппова: Я учусь на третьем курсе, в мастерской Сергея Анатольевича Головецкого, и, в основном, мы с мастером снимаем документальные работы. Но по другим предметам у нас есть съемочные задания, которые не ограничивают тебя в направлении: они могут быть экспериментальными, клиповыми. И это дает большую свободу для творчества. Мой мастер считает, что документалист должен владеть разными видами кино. И получилось так, что в период самоизоляции, когда не было съемочных заданий, я начала задумывать фильм. Так что можно сказать, что эта работа сделана полностью для себя. 

— Если это не учебный фильм, как вы смогли его реализовать, за счет какого финансирования? 

Изначально у меня никакого финансирование не было. Просто была идея и актеры иркутских театров, которые готовы были поддержать. Соавторов я нашла здесь же, во ВГИКе. Сценаристом стала Юлия Алексеева, окончившая наш вуз в прошлом году. Уже готовый сценарий мы презентовали Александру Шестакову, он учится на продюсера. Александра очень заинтересовала идея, и он серьезно занялся нашим проектом, организовал съемочный процесс и профинансировал его. 

— О какой сумме идет речь? 

В целом около 250 тысяч рублей. В общепринятом смысле это малобюджетный фильм, но тем не менее, для нас он стал первым серьезным опытом, с серьезными деньгами. Продюсерское участие Александра Шестакова повлияло на все производство. Обычно приходится делать все самой, а тут была возможность набрать целую съемочную команду из тридцати человек. Для режиссера-студента это очень большая группа. Весь опыт был классным и очень полезным для всех нас. 

— Как вы думаете, у вас получилось сказать зрителю своим фильмом что-то важное? К чему апеллирует название «Еще успеем»? 

Главный посыл в том, что важно жить моментом. Всем нам приходится существовать в очень быстром ритме и иногда стоит остановиться, чтобы разглядеть то, что вокруг тебя. Так, например, в фильме мы даем зрителям возможность разглядеть Иркутск. Отчасти это и есть признание в любви к городу, его улочкам, ночной спокойной атмосфере. Надеюсь, что в нашей короткометражке вы почувствуете это ночное дыхание Иркутска. 

— Не хочется спойлерить сюжет, фильм короткий, поэтому оставим зрителям интригу. Но хотелось бы узнать, что именно вас вдохновило на создание сюжета? 

Для меня референсом и вдохновением послужил фильм Джима Джармуша «Ночь на земле» - картина про таксистов, которые работают в разных городах в одну и ту же ночь. Мне очень понравилось, что в основном сюжет разворачивался внутри машин, чередуясь с панорамами улиц. И это я перенесла в свой фильм. Мои персонажи тоже едут в машине и ведут разговор на фоне города. Также мне очень нравятся персонажи режиссёра Георгия Данелии своей легкостью, умением жить в моменте. И это тоже нашло отклик в моем фильме. Мой мастер Сергей Головецкий говорит, что фильм вообще получился немного грузинским, несмотря на то, что снимался в Иркутске. 

— Как режиссер вы довольны тем, что получилось? 

Я рада тому, что мы его довели до конца. И главное, чем я довольна - это тем опытом, которы мы все вынесли. Я конечно вижу какие-то ошибки, свои личные в том числе. Все эти недочеты, что стали видны после производства фильма, я учту в будущем. Как впрочем и все мои соавторы. Мне кажется главное, что ты получаешь после такой работы - осознание, что можно было бы сделать лучше. Этот опыт нужно нести дальше, чтобы развиваться. 

— Вы с таким уважением рассказываете о своем мастере. Он ведь живет не в Иркутске? Работа студента с мастером обычно очень тесно проходит, это постоянное присутствие в жизни, наставничество. Вам удается в удаленном режиме получить такое внимание от Сергея Головецкого? 

Сергей Анатольевич живет в Москве. Наши пары в основном проходят дистанционно по видеосвязи. Но когда он приезжает в Иркутск, общение и учеба идут нон-стоп и он отдает нам все свое время. Он понимает всю суть кино и очень помогает мне разобраться и прочувствовать ее тоже. Даже несмотря на то, что «Еще успеем» не был учебной работой, мастер помог мне сформулировать мою идею точнее и очень поддержал. 

— Планируете фестивальную судьбу для фильма? 

Конечно. Только вот закончили субтитры и очень надеемся, что картина будет конкурентной и у нее сложится фестивальная судьба. 

Оксана Цепилова, ГайдайЦентр 

Читайте материалы Центра в соцсетях Facebook, ВКонтакте и Instagram

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

15.10.2020


Новости партнеров

Киноразговоры