Байкал - Аляска: пятое включение

2822 км вдоль «восьмого чуда света», по одному из самых непростых диких маршрутов мира, большую часть - один на один с природой. Своими мыслями и эмоциями экспедиции «Байкал-Аляски» с читателями делится ее лидер и капитан «Искателя» Анатолий Казакевич. «Глагол» же продолжает публиковать ежедневные дневниковые записи участников экспедиции. Сегодня пятый материал из этой серии. Первый, второй, третий и четвертый выпуск можно прочитать здесь по ссылке.

 

День двадцать четвертый. 10 июля. 170 лет со спуска на воду судна «Байкал»

Сегодня на «Искателе» праздник – отмечаем 170 лет со дня спуска на воду легендарного судна «Байкал», на котором было совершено много географических открытий в районах, где второй год проходит наша экспедиция. Это двухмачтовое транспортное судно под командованием капитана Геннадия Невельского участвовало в освоении Дальнего Востока, на нем было сделано открытие, что Сахалин – это остров. Оно доставляло в неизведанные места тех, кто основывал первые поселения и порты на востоке России. Оно участвовало в операции по поиску кораблей американской научной экспедиции.

Торжественный обед в честь события, произошедшего 10 июля 1848 года, проходит на фоне лежбищ моржей, скал, с которых спускаются в море двенадцать водопадов подряд, под фонтаны окружающих нас китов и радугу в них.

И под вспышки камер – мы продолжаем снимать фильм о местах, открытых русскими мореплавателями, не боявшихся штормов, холода, трудностей. Двигавших вперед мир и развитие территорий. Их истории вдохновляют нас. Дают силы. И идеи, над которыми мы думаем и о которых спорим уже третью неделю.

 

День двадцать пятый. 11 июля. Завершили первый этап в Анадыре!

Без ночевки в Беринговском, без выходов на берег, перейдя на вахтовый режим в течение 200 км, чтобы успеть до более сильного шторма. Через волны выше трех метров, при ветре с порывами более 15 метров в секунду, под тяжелыми тучами, с поврежденной мачтой мы упорно шли к Анадырю – столице Чукотки, самому восточному городу России и финальной точке первого этапа экспедиции нынешнего года. Это был и физически, и морально самый изматывающий участок нашего пути.

Седьмой причал стал для нас маяком этого дня. На нем нас уже ждали.

Представители правительства Чукотки, журналисты, детские ансамбли и два участника следующего этапа от Анадыря до Нома – Александр Ломп и Герман Арбугаев. Чукотские обряды, горячий чай, национальные блюда и искреннее радушие помогли нам переключиться на режим «большой земли» и почувствовать себя среди цивилизации после опасностей дикой природы. Это тоже важно.

Без качки мы проведем дня три-четыре. Отремонтируем мачту, сделаем техническую подготовку катамарана к самому сложному этапу при участии друзей наших друзей из Петропавловска-Камчатского – компании «Чукотхозторг». А также купим продукты и топливо.

И главные цифры первого этапа: 1 катамаран, 4 участника экспедиции, 25 дней, 2822 км, десятки китов и сотни моржей.

 

День двадцать шестой. 12 июля. О масштабах, которых не оценишь по карте

Даже когда внимательно изучаешь карту, прокладывая маршрут, просчитывая количество километров для каждого дня и всего от точки старта до финиша, сложно представить масштабы территории, вдоль которой предстоит пройти.

И только когда «пропускаешь» этот путь через себя, когда воспринимаешь его «вживую», можешь оценить, насколько это гигантская и живописная территория. С огромным количеством вулканов, водопадов, гор. С особой неповторимой красотой на каждом километре. Цвет воды каждый день разный, цвет и рельеф гор разный, высота неба каждый день воспринимается по-другому. И - никого! В этой уединенности - тоже притягательность.

Конечно, наш экипаж был не единственным, кто шел в это время вдоль Камчатки и Чукотки. Мы встречали и других мореплавателей, путешествующих на меньшие дистанции, но все равно эти уникальные места туристическими пока не назовешь, хотя здесь огромный потенциал для грамотного экологичного экспедиционного туризма, научных исследований.

Катамаран с частично усовершенствованной в этом году конструкцией в целом составил с экипажем отличную команду для прохождения сложного маршрута. В первые две недели во время разных ситуаций стало понятно, какие технические доработки необходимо провести, и мы смогли сделать это и во время движения, и на стоянках. Мы проанализировали поведение катамарана в критических ситуациях, и теперь точно знаем, какой должна быть подготовка к главному испытанию на прочность - Беринговому проливу.

Один из непредсказуемых итогов первого этапа - мы немного пересмотрели концепцию документального фильма в процессе съемок, встреч с местными жителями, записей интервью и ярких историй, изучения мест, по которым проходил торговый путь сибирских купцов из Русско-американской компании. Как по карте невозможно оценить масштаб этих мест, так только в них, смотря и слушая, оказалось возможным почувствовать то, чем живут здесь люди, как формируется их предпринимательский опыт, как они воспринимают прошлое и видят перспективу.

Чукотка - седьмой регион, по которому проходит экспедиция, и мое личное открытие - тонкие отличия в позитивном мышлении деятельных людей: многие придумывают и двигают настоящие классные дела, находят возможности вопреки обстоятельствам, при этом в каждом регионе эти процессы отличаются. Все это вместе - уникальный материал для фильма.

 

День двадцать седьмой. 13 июля. Час покоя на лекции

Как найти в себе силы хоть немного поспать, если вокруг невероятный закат сменяет головокружительный рассвет с такими красками воды, неба и гор, что не встретишь нигде в мире? Как приготовить чавычу на пару во время шторма? Как зайти в устье между десятками китов? Об этом, а также о быте экспедиции, встреченных на пути людях, непростых съемках фильма, а также о том, что остается за кадром, мы рассказали сегодня на встрече в Музейном Центре "Наследие Чукотки" в Анадыре.

Странное дело: когда рассказывали, было ощущение, что с этих событий прошло уже много времени, настолько меняется его восприятие в экспедиции, да еще во время белых ночей, когда закат - в 22.30, а рассвет - в 2.00. Числа, время суток, распорядок дня отходят на второй план, главным становится постоянный контроль за происходящим вокруг катамарана и на нем самом, а также впечатления и стремление и напитаться ими, и снять то, что вызывает эмоции. Долгими ли показались нам 25 дней? Сложно сказать. Они были обособленной жизнью, без пафоса, это действительно так.

А в Анадыре мы вернулись в «обыкновенное» время цивилизации, более того, ускоряем его, как можем. Встреча с теми, кому интересны географические путешествия, была единственным спокойным "отрезком" дня, который начался и завершился в темпе шторма: не забыть купить - обязательно проверить - прикрутить - завинтить - переложить - закрепить - снова докупить. Да, мы отправляемся туда, где не всегда скроешься от шторма. Поэтому безопасность, как и всегда, - прежде всего.

Пока мы всеми мыслями во втором этапе, Антон Истомин, прошедший в составе экипажа 2882 км от Петропавловска-Камчатского до Анадыря, возвращается домой в Иркутск, где скоро встретится с «базовым лагерем» нашей экспедиции и расскажет о впечатлениях.

 

День двадцать восьмой. 14 июля. И все-таки она крепится!

Да, наша новая мачта, восстановленная и усовершенствованная мастерами ООО «Алеут» из Анадыря, которое специализируется на производстве и ремонте маломерных судов. Познакомили нас с ними наши друзья из Петропавловска-Камчатского, и мы еще раз убедились в том, насколько во время географических путешествий важна взаимовыручка. Какие бы технологии и инновации ни применялись для навигации, получения точного прогноза погоды, изготовления судов, человеческие отношения всегда будут оставаться тем, на чем держится мир и что им движет.

Получив мачту не в лучшей форме, мастера помогли нам довести ее до ума и укрепить, чтобы она прослужила «Искателю» еще не один год (а планы у нас большие, скоро расскажем). Процесс был творческим и небыстрым. А доставка и установка - отдельным сюжетом.

Благодарим за оперативность и качество, понимание, гостеприимство, крышу над головой на время стоянки в Анадыре, помощь во всех экспедиционных вопросах!

 

День двадцать девятый. 15 июля. Книжный мешок

Что обязательно украшает кают-компанию на любом судне? Правильно, книжная полка с изданиями, которые особенно интересно читать в атмосфере морских переходов. В нашем аскетичном быту полку пристроить некуда, ее нам заменяет книжный мешок. Большой, увесистый и, конечно, водонепроницаемый.

Заполнялся он спонтанно: часть книг перекочевала в него еще со времени разведки маршрута в 2016 году, когда была заложена традиция «искательских чтений». Часть добавилась в прошлом, когда мы набрали «томов» на долгие 7000 км. Одни книги привозили и добавляли участники экипажей, другие нам дарили путешественники-мореходы.

На этот раз, например, наш старпом Роман Неудачин подбросил нам увлекательную книгу «Бродяги Севера», и во время первого этапа мы штудировали страницы про жизнь медведей, лис и прочих обитателей холодных территорий, которые параллельно с нашим мирным занятием внешне мирно бродили вдоль берегов, мимо которых мы шли.

А теперь в нашем книжном мешке будут и экземпляры из Анадыря: увеличить библиотеку «Искателя» решил Герман Арбугаев, который присоединяется к нам со второго этапа.

Продолжение следует.

Фото Юлии Дарковой


16.07.2018