Татьяна Тененбаум: В первую очередь на Байкале надо развивать событийный туризм

16 августа 2016

В Иркутской области, как и в России в целом, в разгаре туристический сезон – 2016. Как он проходит в Приангарье, о проблемах и перспективах развития туротрасли – членом общественной организации «Клуб «Губерния»», одним из разработчиков концепции развития туризма в прибайкалье Татьяной Тененбаум.

- Татьяна Олеговна, на Ваш взгляд, туристический сезон – 2016 проходит лучше, чем предыдущие годы или, быть может, есть спад турпотока к нам, на Байкал?

- Конечно, этот сезон стал насыщенней, чем в прошлом году: гостиницы в целом по Прибайкалью заполнены на 90, а то и 100%. И в основном приехали туристы из Китая. 

Не могу не отметить рост внутреннего туризма. Но здесь двоякая ситуация. С одной стороны, с закрытием Турции, Египта интерес к поездкам внутри России увеличился. Но, с другой стороны, летом авиакомпании стабильно завышают цены, и билет в обе стороны достигает 50-70 тысяч рублей на одного человека. Это делает наш Байкал почти недосягаемым для туриста из центральной России, соответственно, мы не можем конкурировать с тем же Крымом, Сочи, Анапой, Золотым кольцом. Приехать на Байкал становится роскошью. Поэтому и получается, что в таких условиях фактически одна надежда - на китайский туризм, на данный момент он спасает отрасль. Если ничего не будет делаться по снижению стоимости авиабилетов, то на внутренний туризм нам можно не надеяться. Как мне кажется, ситуацию надо менять, правительству вмешиваться, на самотёк эти вопросы нельзя оставлять. Тем более, что президент России Владимир Путин не раз отмечал в своих выступлениях, что надо развивать именно внутренний туризм, отдых в России должен быть комфортным, интересным и выгодным для самих россиян.

- Многие со скепсисом относятся к развитию туризма на Байкале, говоря, что такое количество, в том числе, китайских туристов несут угрозу экологии, кроме этого, деньги путешественников не остаются на территории, нет «выхлопа» по налогам. 

- Что касается экологии – конечно, во всём должен быть разумный подход. И как ни странно, развитие туризма при правильной его организации приведёт к улучшению экологической обстановки. Например, возьмём остров Ольхон. По нашему мнению, мнению членов общественной организации «Клуб «Губерния», на острове должно быть строго регламентированное посещение и передвижение на машинах, чтобы песчаная почва, медленно растущее озеленение и травы не истреблялись. Остров надо привести в порядок для того, чтобы развивать там экологический туризм. Для этого необходимо разработать регламент посещения острова, создать инфраструктуру – парковки, домики, экскурсионные маршруты. 

Что касается второй части вопроса, действительно, уже остро встаёт вопрос нелегальной работы китайских граждан в сфере туризма на территории Прибайкалья. На том же острове Ольхон есть частные нелегальные гостиницы, принадлежащие, образно говоря, Васе – китайцу, Пете-китайцу, Коле-китайцу, которые кормят приезжих из Поднебесной в кафе, принадлежащих их соотечественниках. Плюс огромное количество гидов – нелегалов... Все деньги идут наличкой, а значит денежные потоки китайская сторона закрывает на себе, не давая местному туррынку развиваться и ,соответственно, бюджеты разных уровней недополучают налоги. И это очень большая проблема в первую очередь из-за несовершенного законодательства.

Отрасли необходимо нормальное регулирование, нормальное отслеживание работы гидов и тех, кто предоставляет экскурсии, так как непонятно, что они там рассказывают, как ведут экскурсии. Должна быть сертификация, должны быть высоченные штрафы и надзорные органы должны смотреть за этим, ситуацию контролировать.

- А с какими основными проблемами сейчас в основном сталкивается туристическая отрасль в Иркутской области? 

- Проблем много, основная в том, что отраслью уже много лет в нашем регионе не занимаются серьезно. ВИркутской области была концепция развития туризма с 2002 года, но ее действие закончилось в 2010 году. С тех пор не было разработано ни одного документа, который бы стратегически определял развитие туризма в регионе! 

А ведь туризм – это не просто развесить указатели. Туризм, как и тяжелое машиностроение, требует серьезного отношения, серьезных вливаний, серьезных объектов инфраструктуры, серьезных объектов показа. Отдельно хочется сказать и о кадрах. Сейчас отрасль испытывает катастрофическую нехватку квалифицированных кадров. Нужны профессиональные гиды, администраторы, горничные, официанты, всех этих людей не хватает, в первую очередь и потому что почти весь туристический поток идёт в одно время. При этом если развивать отрасль, если сделать его за счет различных мероприятий круглогодичным, то занятость населения в гостиничном бизнесе составит 50 000 человек круглый год. При этом хочется отметить, в туристической сфере большинство работающих – молодые люди в возрасте 18-24 (60%). Реализация туристско-рекреационного потенциала области позволит дать работу и возможности карьерного роста тысячам молодых людей. Что сохранит человеческий ресурс области, оставив в регионе активное население, позволит привлечь к работе местное население.

- Да, к сожалению, в Иркутской области, пока такой отрасли экономики, как туризм, не уделяется должного внимания.

- Это действительно так, но сейчас не будем говорим, пожалуй, почему так произошло и кто виноват, главное – что делать? Наша общественная организация «Клуб «Губерния», в которую я вхожу, около года назад начала работу над Концепцией развития туризма в Прибайкалье, на данный момент уже прошла её презентация в Общественной палате области и хочу сразу сказать, что мы получили положительные отклики о нашей концепции от представителей туриндустрии региона, а также областного Агентства по туризму, регионального правительства . Инициатором создания Концепции стал председатель Клуба «Губерния», президент ассоциации «Байкальская виза» Дмитрий Матвеев. Я, если честно, давно не встречала человека, так искренне болеющего за регион. Это объясняется, в принципе, довольно просто. И Дмитрий Геннадьевич, и многие другие члены нашей общественной организации приняли для себя решение, что уезжать куда - либо из Приангарья они не планируют. А значит, надо сделать всё, что могут сделать общественники, чтобы жизнь в регионе улучшилась.

По нашему мнению, туризм с точки зрения экономического развития – один из самых эффективных способов подтолкнуть территорию к развитию и снять социальную и экономическую напряженность. Ведь туризм – это отрасль с огромным мультипликативным эффектом: туристы привозят к нам деньги, которыми расплачиваются в гостиницах, ресторанах, в магазинах - это прямая поддержка гостиничного, ресторанного бизнеса и торговли – по сути, туристы дают этим направлениям работу. Но ведь и другие отрасли получают развитие от туризма. Например, строительство, дорожное хозяйство, сельское хозяйство, транспорт. У людей будет работа, вырастут доходы и общее благосостояние. В итоге от развития одного сектора экономики выиграет целый регион. 

Кроме этого, хочется отметить, что основной задачей в развитии туризма я сейчас вижу распределение потоков по всем месяцам года, а не так как сейчас, принимаем ударно 2-3 месяца, потом простой. Ни один объект показа, ни одна гостиница не может выдержать этот поток. Необходимы событийные мероприятия, надо развивать инфраструктуру, объекты показа, для того, чтобы туристы могли приезжать в любое время года и оставлять свои деньги круглый год.

- Как Вы думаете, что надо, чтобы Байкал стал действительно ВЕЛИКИМ ОЗЕРОМ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ?

- Я думаю, что Байкал и так является великим озером великой страны. Надо просто к нему поменять отношение и начать воспринимать его как объект всемирного показа международного значения. Необходим системный подход, высокие цели. 

Как я уже говорила, сейчас нет ни на федеральном, да и на региональном уровне отношения к Байкалу как объекту мирового показа. Необходим глобальный документ, но только работающий документ, как сделать озеро источником дохода, обеспечивающий социальное спокойствие региону. Хочу привести в пример Крым, который к 1 июля 2016 перешагнул отметку в полтора миллиона туристов, это на 21% больше прошлогодних показателей. Сочи за курортный сезон - 2016 рассчитывают принять более 6 млн туристов - и это город, меньше Иркутска, представляете, какие там доходы, какая занятость населения. При этом ущерб для экологии сведён к минимуму, так как всё продумано.

- В Сочи, Крым едут в первую очередь за пляжным отдыхом. А сейчас какой вид туризма наиболее популярен в Прибайкалье?

- Традиционно 70% отдыхающих на Байкале – местное население. А местное население и иностранцы – две разные категории туристов. Для приезжих это познавательный, экскурсионный туризм. Для местного населения – это, прежде всего, просто отдых, когда всей семьёй, с друзьями выезжают на природу полюбоваться красотами, подышать свежим воздухом, порелаксировать, да и покупаться в чистой воде, не смотря на то, что она достаточно холодная…

Также традиционно на Байкале популярен водный туризм, и его в любом случае надо развивать: строить новые причалы, паромы, разрабатывать новые экскурсионные маршруты на воде. Спрос на круизы достаточно стабилен, многие хотят посмотреть Байкал именно с корабля, увидеть разные берега. Кстати, для судоходства Байкал приравнен к морю, все требования к судам здесь – как к морским, даже свисток против акул должен быть на жилетках.

Но, как я уже сказала, в первую очередь надо развивать событийный туризм, это – мировой тренд. Турист хочет стать участником какого-то действия. И это не обязательно чемпионат, фестиваль или праздник. Это может быть агротуризм, когда турист пожил в крестьянском доме, подергал редиску в огороде или зимой потопил печку, приобщился к сельской жизни. В любом случае именно событийный туризм поможет снизить фактор сезонности, чтобы туристический поток был рассредоточен более-менее равномерно в течение всего года. Гости из других стран, городов, готовы приехать за интересными событиями. Например, в этом году на Байкале вновь прошла «Зимниада», и отели, и магазинчики, туротрасль в целом почувствовали эффект. Корейцы, китайцы, французы приехали, чтобы посмотреть на зимний Байкал, поучаствовать в подледной рыбалке.

Но надо чётко понимать, что туристический бренд начинается, когда за ним стоит реальная экономика, четкий маршрут, понятная услуга, которая будет продаваться на рынке. 

- Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2017 год - Международным годом устойчивого туризма. Что это значит? 

- Мировые лидеры признали, что именно туризм может быть главным инструментом достижения глобальных целей в экономике, социальном развитии и экологии. Насколько я знаю, сейчас туризм уже занял третье место по экспорту в мире. После топливно– энергетической и химической промышленностей! Естественно уже не деться от этого фактора, что спрос на туристические услуги растёт.

У людей есть свободное время, если есть свободные деньги, то многие тратят их именно на путешествие, ведь это, пожалуй, лучший вид досуга, ты не просто отдыхаешь, но и познаешь другие страны, менталитет, культуру. И нам, нашему региону, надо быть в тренде.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также