Археологи ИРНИТУ обнаружили захоронение бронзового века на территории Бурятии

17 августа 2021

Археологи Иркутского Политеха во время раскопок в Окинском районе Бурятии обнаружили свыше 30 ритуальных сооружений и древнейшее в Юго-Восточном Саяне погребение человека позднего бронзового века. 

Поездка состоялась как часть фестиваля «Эргэне-Кун» - легендарная и историческая прародина монголов». Это совместный проект ИРНИТУ, Российского исторического общества, Института монголоведения, буддологии и тибетологии, Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Муравьева-Амурского. Фестиваль призван популяризовать историю, культуру и географию Бурятии, привлечь туристов в регион. 

Всего проект объединил почти 50 ученых, педагогов и школьников от Владивостока до Санкт-Петербурга. Возглавил группу доктор исторических наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Артур Харинский. 
Начало фестивалю положили раскопки 1-15 июля, когда студенты ИРНИТУ во главе с доцентом Дмитрием Кичигиным отправились в верховья реки Оки, где, по их мнению, могла находиться прародина монгольского народа Эргенэ-Кун (Эргунэ-Хун). 

Первые упоминания о современном населении Горной Оки (хонгодорах) относятся к XVII веку. Ученые не знают, кто населял труднодоступные территории ранее. Чтобы получить ответ, археологи продолжили работу, начатую еще в 2020 году. Тогда участники экспедиции раскопали на берегу реки Сенца два ритуальных комплекса. 
В этом году лагерь разбили на левом берегу Оки в местности Номто-Гол. Во время раскопок на могильнике Шарза-3 отряд Дмитрия Кичигина обнаружил необычное захоронение. Погребённый лежал не в традиционной могильной яме, а на поверхности земли под каменным курганом, окружённым кольцевой выкладкой. Рядом с грудью покойного нашли красный и жёлтый камни. Археологи считают, что эти находки имеют некий сакральный смысл.

Артур Харинский рассказал, что скелет обращён головой на юго-восток. Погребальный обряд отличается от ранее известных в Прибайкалье. Ученые утверждают, что это самое раннее погребение в Юго-Восточном Саяне, датированное периодом бронзового века. Подобные захоронения с ориентировкой тела на северо-запад археологи находили на севере Хубсугула в Монголии. Скорее всего, в древности существовали культурные контакты между жителями Горной Оки и Прихубсугулья. Кости плохо сохранились, поэтому узнать пол скелета человека сложно. Однако известно, что это был подросток.

Образцы останков ученые передали канадскому ученому Анжею Веберу, который сделает радиоуглеродный анализ в лаборатории Оксфордского университета. Это позволит определить возраст находки.
Участники экспедиции исследовали ритуальные сооружения, предназначение которых остаётся загадкой. По одной версии, это конструкции, созданные древними в память о давно умерших соплеменниках. Более вероятно, что объекты являются кенотафами – символическими могилами, «хозяева» которых погибли или пропали без вести вдали от дома, например, на войне. Кенотафы сооружали родственники покойного, чтобы его душа обрела покой.
Всего археологи выявили 34 курганообразных конструкции. Диаметры насыпей составляют четыре-шесть метров. По центру скопления объектов находится село Саяны. Часть кенотафов пострадала при возведении домов. Местные жители использовали для строительства каменные кладки, которые находили в огородах. 
На территории «курганного поля» хорошо сохранился херексур – каменный курган с кольцевой оградкой. Подобные сооружения широко распространены в западной и центральной части Монголии. Херексуры представляет собой своеобразные следы пребывания европеоидного населения, продвигавшегося в восточную часть Центральной Азии. Навстречу «западным гостям» шли представители культуры плиточных могил (XIII-II век до нашей эры).
С группой археологов ИРНИТУ сотрудничал директор Орликской школы Баир Шарастепанов. Он рассказал об обряде, характерном для местных бурят: спустя год после рождения ребенка дядя со стороны матери обрезает прядь волос малыша. Она служит талисманом, символизирующим связь человека с родом. Прядь хранят в мешочке, который берут с собой в дальний поход. Если человек находит последнее пристанище вдали от дома, то оберег стараются привезти и захоронить в Окинском районе. Такие талисманы брали с собой окинцы, ушедшие на Великую Отечественную войну. Историки утверждают, что все они вернулись живыми. 
Фестиваль продолжился 15-26 июля. Проект дополнили полевой семинар, знакомство с кухней окинских бурят, экскурсии на лавовое поле, водопад на реке Малый Жомбалок, храм Гэсэра, святилище Зеленой Тары. Участники экспедиции установили памятные знаки в честь исследователей и промышленников, внёсших вклад в освоение Сибири. 
По итогам экспедиции выйдет серия научно-популярных фильмов, которую снимет команда иркутского режиссёра Максима Савченко. 

Фото пресс-службы ИРНИТУ

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также