Павел Селуков: написать сценарий стоит в тридцать раз дороже, чем книгу

18 марта 2020

В Иркутске завершился второй международный фестиваль КНИГАМАРТ. Одной из главных его звезд стал пермский автор Павел Селуков. Он презентовал книгу "Добыть Тарковского", ставшую этом году номинантом премии "Национальный бестселлер". В интервью "Глаголу" Павел рассказал о своем творческом пути.

Простой пермский парень, окончивший техучилище на автослесаря, стал перспективным писателем и сценаристом. Как? Началось все с будки охранника на стоянке. Скучная работа.  Смартфонов еще не было, и Павел развлекал себя чтением. Достоевский, Прилепин, Толстой… Он не знает, в какой момент ему в голову пришла мысль попробовать написать что-то самому. Подглядел у Кинга совет писать по рассказу в день и привык. Публиковал тексты в Facebook, "кайфовал" от самого процесса, экспериментировал, не смущался матов, писал кратко, живо и искренно. Наконец, решил, что пора издать книгу.

Добрые люди посоветовали самостоятельно не пытаться - потом будет сложно раскручивать и продавать, да и спонсоров привлекать тоже не нужно, а предложения от бизнесменов, кстати, были. Теперь он и сам это советует. Павел отправил работы во все издательства, но оказалось, что это бесполезное дело, ведь у редакций нет ни времени, ни кадров просматривать каждую рукопись, которую со всей Необъятной присылают на почту.  

Первая возможность появилась, когда в Перми проводился литературный конкурс, где наш герой выиграл встречу с представителем "Эксмо". Он презентовал ему свою книгу, и вскоре ее напечатали в казахском издательстве "Фолиант", хоть рассказы и не считаются продаваемым жанром. Вторую возможность подбросила судьба. Одну из его публикаций в Facebook репостнул Леонид Юзефович. На заметку молодым авторам: все важные люди сидят там. Теперь у него уже две книги и "крыло" Елены Шубиной.

"Мне просто повезло и все. Это не рецепт, а случай".

Итак, творец неинтеллигентных рассказов получил шанс стать еще и сценаристом. В Москве создавался сценарий к фильму по книге Алексея Иванова "Общага-на-крови". Голливудский оператор Роман Васьянов и московский сценарист Екатерина Богомолова написали поэпизодник и первый драфт, после чего в сценарии засомневались и через фэйсбук обратились к Павлу Селукову с предложением.

"Мне написали из кинокомпании "Метрофилмс"  и попросили проверить сценарий. Я сначала хотел отказаться, потому что просто было лень, да и не знал, кто это. Когда навел справки, решил включиться. Написал текст с замечаниями на страничку, отправил, а они мне перевели аванс. Потом оплатили билет в Питер, заселили, и за две недели усердной работы над сценарием заплатили еще 400 тысяч. За книгу, кстати, мне заплатили гонорар - 50 тысяч рублей. Я был в шоке и думал: тем ли я вообще занимаюсь в этой жизни?"

Все быстро завертелось, и разница между книгоиндустрией и киноиндустрией теперь ему стала понятна. Однако, не только деньги являются главным мерилом для выбора меду этими сферами. В противовес цене стоит творческая свобода.

"Когда я писал сценарии, то впервые за тридцать лет узнал, что такое дедлайн. Страшное слово. Дело в том, что в кино помимо сценариста есть много людей, которые работают одновременно с ним – ведут переговоры, проводят пробы, готовят съемочную площадку и т.д. Издательство тоже дает писателю сроки, но они подвижные. На него никто не давит, а на сценариста давят даже актеры, которые хотят добавить себе реплик. Потом еще постоянные правки, согласования, ответственность перед теми, по чьим книгам готовится фильм. Я бы лучше сел писать роман, чем сценарии, если бы за это одинаково платили".

Кино, по мнению Павла, должно быть такое же свободное, как литература. Может в этом и кроется главная проблема отечественного кинематографа. Еще у продюсеров в голове есть "образ народа", который ничего не понимает: "Сценаристам приходится бороться с этим образом. Получается, что они пишут сценарии не для зрителя, а для этого "народа" в голове продюсера. Слава Богу, со сценарием по "Общаге-на-крови" этой неприятности не было. Мой главный критерий – чтобы мне "вкатывало". Я как и все смотрю фильмы, хожу в кинотеатр, поэтому стараюсь писать так, чтобы, увидев это на экране, мне все понравилось. Только вот сценарист – это подневольный человек".

Если захотите отправить кому-то готовый сценарий, вас, скорее всего, проигнорируют, как с книгами. Павлу, кстати, никто из редакций и не ответил, хотя у него уже скоро выходит третья книга. Можно попробовать отправить синопсис, то есть краткое изложение того, о чем фильм, но гарантии тоже никакой. Сценарий – это заказ. Учиться этому ремеслу он посоветовал на режиссерских курсах, хотя сам их не оканчивал.

Что касается ненормативной лексики в его текстах, не нужно полагать, будто гость из Перми пропагандирует что-то недопустимое, и все дети, прочитав случайно его рассказы, вдруг станут материться. Он вообще-то увлекается шахматами, ходит в спортзал и ведет здоровый образ жизни, что затмевает вольность языка и может лишь служить примером для подражания. На самом деле, признается Павел, он стал реже использовать маты, да и писать про "пацанскую романтику" ему надоело. Это часть пройдена.

КНИГАМАРТ состоялся при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области, Иркутской нефтяной компании и конкурса социальных проектов "Губернское собрание общественности".

Анастасия Липунова, специально для "Глагола"

Фото: Алексей Головщиков

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также