Шестьдесят пять лет Майку Науменко: концерт в Ангарске в 1987 году

Сегодня легендарному рок-музыканту, основателю популярной группы "Зоопарк" Майку Науменко исполнилось бы 65.

Напомним, что Михаил (Майк) Науменко родился 18 апреля 1955 года в Ленинграде. Еще в школе был вдохновлен творчеством The Beatles, Боба Дилана, Чака Берри, Марка Болана, играл на гитаре и писал песни. Поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт на архитектора, там преподавал его отец, но бросил учебу, поскольку ушел в музыку. Играл на бас-гитаре в малоизвестных группах, дружил с "Аквариумом" и в 1978 году записал с БГ альбом "Все братья - сестры". Затем была группа "Капитальный ремонт", сольный проект и альбом "Сладкая N и другие", за что получил прозвище "ленинградский Боб Дилан".
В 1980 году Майк собрал группу "Зоопарк", куда вошли музыканты из студенческого коллектива "Прощай, черный понедельник". 25 октября 1980 года состоялся первый концерт. За десять лет совместной работы группа записала четыре альбома - "Blues de Moscou (live)", "Уездный город N", "Белая полоса" и "Музыка для фильма". Группа входила в знаменитый Ленинградский рок-клуб. 

Во второй половине восьмидесятых группа активно участвует в фестивалях, дружит с Виктором Цоем и гастролирует по стране. Его песни "Пригородный блюз", "Дрянь", "Гопники" знала молодежь, а композиции исполняли Гребенщиков, Скляр, Шахрин и другие музыканты.

"Зоопарк" не был в Иркутске, но известна история концерта Майка и его команды в Ангарске. Это было в 1987 году. Об этом написал воспоминания Борис Томилов. "Глагол" публикует небольшой отрывок, который можно найти в соцсетях (с сокращениями): 

"Весна 1987 года. Было тепло. Мне сказали, что приедет группа "Зоопарк" по приглашению ТОМ(А) - Творческого объединения молодежи Ангарска. Концертной и культурной программой занимались Татьяна Блажко и Спартак Черныш. Официально и принципиально мы (Ангарский джаз-рок-клуб, основанный 2 ноября 1986 года), не входили в ТОМ, хотя нас туда приглашали, тянули...Джаз-рок-клубу поручили обеспечить звук для двух концертов. Смешно вспоминать, но в то время в клубе не было ни одного усилителя и ни одной колонки, ничего не было. Выручил Сергей Батуев, он руководил ВИА в Ангарском политехникуме. 

Солнечный весенний день. Группа прилетела из Ленинграда в Иркутск, где ее, как потом рассказали коллеги, встретили триумфально. А именно, Блэк – Олег Иванов (джазовый музыкант) организовал с друзьями небольшой духовой оркестр. И когда в зале ожидания, возможно, у траппа самолета, появились музыканты «Зоопарка», их встретили фанфары. Было весело! Команду привезли в Ангарск и первый концерт состоялся в ДК Строителей (в центре города на Швейки, ныне гуманитарный лицей № 1). 
Мы ждали музыкантов, и моя задача была обеспечить их самым необходимым для выступления. Никаких райдеров тогда в помине не было. Сергей Батуев привез аппаратуру и все фактически было отстроено, небольшой чек. Майк попросил для себя гитару. Меня это немного удивило, но мы быстро решили эту проблему, нашли рабочий инструмент. По-моему, была чешская «Jalana» в ДК.
Еще несколько минут, Майк срочно пишет на листке бумаги песни, что- то корректирует со своими музыкантами по программе, что зачем играть, все делается быстро, мобильно, без лишней суеты.
Потом спросил Майка: "Можно начинать?". Последовал ответ, кратко: "Да".
Я вышел на сцену и представил группу. Зрителей было немного, не более ползала на 400 примерно мест.  Начался концерт.
Немного отвлекусь и скажу, что впервые мне поставили катушку с питерскими группами осенью 1983 года. Я тогда это никак не воспринял совершенно и сразу сказал: "Самодеятельность". Это были какие-то подпольные записи, ничего в музыке совершенно не торкнуло, а мне твердили: "Да ты послушай тексты". Прошло время, и перед приездом "Зоопарка" просто спросил у ребят кассету, мне принесли. Слушал ее неделю, это была полноценная запись рок-группы. К приезду хоть какое-то представление сложилось о них. 
Чуть позже узнал, что все первые рок-группы Ленинграда подвергались цензу. "Зоопарк" не был исключением. Теперь понимаю, что когда группа летела куда-то на гастроли, вперед нее летела депеша – телега от ленинградских цензоров в местные отделы культуры, и там напуганные такими "приказами"  сверху, тети - начальники отделов культуры (хотя они не были виноваты в этом и ничего в этом не понимали) - обязаны были проследить, как выполняется приказ. Прямо говоря – что играть, а что нельзя играть той или иной группе. Мне пришлось еще в 1981 году столкнуться с этой темой в институте, когда проводили межвузовский фестиваль студенческой песни с названием не "Студенческая весна", как обычно было до нас, а "За мир, за демократию, за человека". Позже организаторов вызывали, проводили "беседы", и со мной, в том числе.
Вот примерно в таком "режиме", иначе не скажешь, прошел первый концерт "Зоопарка" в Ангарске. Здесь на фото Майк не просто читает записки от зрителей с просьбой спеть ту или иную песню. Он думает, что ему делать в этой ситуации, находясь между молотом и наковальней. Ко времени приезда "Зоопарка" я впервые осознал, что все это означает. Мы открылись как клуб пять месяцев назад, но уже тогда на себе испытывали давление идеологов, поэтому сознательно отвели клуб от местного комсомола в отдел культуры, мотивируя тем, что занимаемся искусством, а не политикой, в данном случае музыкой, чтобы больше нам не морочили голову. По той же причине не стали сотрудничать с ТОМом, хотя в этом объединении было немало талантливой и искренней  молодежи, но все закончилось ничем. 

Но вернемся к концерту. Меня, прежде всего, поразила сама группа, и мне было все равно, что мне говорили - энные личности, со стажем музыкантов. Я впервые услышал живое выступление настоящей русской группы с авторским материалом, в лучших традициях рок-н-ролла, и этим все было сказано. Насколько мне помниться, Майка нисколько не смутило количество населения в зале. Надо отдать должное ангарской публике, которая может устроить резонанс один за десятерых, если это группа умеет качнуть. Удивительным было все, начиная от Майка с его понимаем и способностью врубить своим словом и донести до сознания, и очень важным момент. Майк, насколько мне известно, единственный, кто обладал талантом писать свинговые, блюзовые, тексты на русском языке, умел играть этим текстом, как ему вздумается, так как это делают во всем мире блюзмены. Надо добавиться, что именно его способность и знание так написать блюзовый текст давало возможность группе прокачивать любую тему. Никаких тормозов. Это сразу бросалось вслух. Все без исключения музыканты были на своем месте.
Валера Кирилов как заправский драммер и ему, по-моему, было одному все по…, просто отвязно жёг. Если говорить о профессионализме Валеры, нет никаких сомнений, что его чувства свинга как в лучших домах ЛондОна и Парижа, как любил говаривать очень старый учитель музыки в Ангарске. Нордический и очень серьезный басист без тени улыбки в лице Сергей Тесюль был собран и делал свое дело профи.
Саша Храбунов – очень внятная гитара с отличной пальцовой дикцией, легкость в импровизации, все на драйве, все как надо. Но на первом концерте все же чувствовалась напряженность. Скорее всего, это было зондирование почвы, кто они ангарчане..., что будет дальше… Возможно, еще какие-то причины мне неведомые.
Концерт закончился на "ура". Группа пробила стену первого знакомства с публикой, несмотря на то, что  что-то мешало. Это чувствовалось, и для меня это до сих пор вопрос открытый, так как кроме звука я не имел никакого отношения к организации концертов группы.
Вечером того же дня был квартирник. Будем надеться, что очевидцы этого квартирника напишут свои воспоминания. 
На второй день концерт проходил на окраине города в ДК "Зодчий". Там было не больше людей, чем на первом концерте. Но все было как-то проще. Майк пел все, что хотел, в том числе "Дрянь", "Гопники" и все, что душа пожелает. Скажу одно, такого больше я никогда и нигде не видел. Это можно сравнить  только с концертами Чака Берри где-нибудь на стадионе.
"Зоопарк" завели публику таким образом, что градус был доведен до кипения. На последней теме Саша только успел на ходу отключить джек и вытащить его из гитары, как оказался на руках публики. Майка уже качали как Гагарина, и все кто был на том концерте будут помнить это всю жизнь. После концерта небольшой перерыв, а после Спартак организовал в диско-клубе "Шляпа" сейшн, где были все свои, и всем хотелось просто вместе поиграть.

Насколько здесь все точно рассказывает один из участников концертов, сказать сложно, поскольку в комментариях нашлись те, кто заявил о "неточностях в эмоциональном описании". Также сообщалось, что в организации концерта в ДК "Строитель" помогала ангарская группа "Время", на квартирнике - Павел Селиванов. 

Музыкает скончался в 1991 году из-за кровоизлияния в мозг, хотя по предположениям его близких, смерть произошла не по естественным причинам, а из-за перелома основания черепа. 

На верхнем фото: Сергей Тесюль, Александр Храбунов, Валерий Кирилов и Майк Науменко в Ангарске. 1987 год. 

На нижнем фото: встреча группы в аэропорту Иркутска. Валерий Кирилов, Александр Храбунов, Михаил Майк Науменко и Сергей Тесюль встречает "корова". 

Фото: соцсеть ВК "Ценители группы "Зоопарк". 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

18.04.2020


Новости партнеров