Хайтинский фарфор, или без истории нет будущего

18 ноября 2019

Есть ли в Иркутской области семьи, у которых в закромах или в запыленном бабушкином серванте не найдется хотя бы одна чашечка из коллекции Хайтинского фарфорового завода. А кто не видел тарелочки с гроздью рябины или черно-белый чайный сервиз «Марьины цветы»? Помню, как лет в одиннадцать гостила у бабушки в далекой Армении. И однажды она, проводя ревизию, достала из шкафа пузатый оранжево-желтый расписной чайник: «Дедушка твой привез из Иркутска». Этот фарфор, пожалуй, один из символов советской эпохи, и он знаком почти каждому.

В ноябре в музее истории города Иркутска открылась выставка «Маленькая фабрика для большой страны», посвященная 150-летию со дня основания Хайтинского фарфорового завода. Сегодняшний собеседник Ани Думикян – старший научный сотрудник музея Ольга Чернявская. Разговор шел об истории предприятия, о том, почему так важно хранить память о прошлом, и о том, что делать с правом выбора.

– Ольга Александровна, расскажите, что есть на этой выставке и как долго она продлится?

– На нашей выставке, которая называется «Маленькая фабрика для большой страны», мы демонстрируем более 60 предметов, созданных на Хайтинском фарфоровом заводе с 1913 по 1954 год. Среди них есть экземпляры с редчайшими клеймами: Хайтинская артель «Труд», фабрика «СИБФАРФОР» ИРГИК, фабрика СИБФАРФОР Иркутск. Представлены два очень редких сервиза. Найти их было большой удачей. Среди экспонатов также документы из Государственного архива Иркутской области, характеризующие жизнь фабрики в тот период. Поскольку в этом году Хайтинский фарфоровый завод отмечает 150-летний юбилей со дня своего основания, мы предприняли попытку показать одну из страниц его долгой истории. Экспозиция будет ждать своих зрителей до конца декабря.

– Основной запас фарфора после банкротства завода был вывезен в Иркутский областной художественный музей. Откуда вы взяли материал для выставки?

– Да, у художественного музея чуть более пяти тысяч экземпляров продукции Хайтинского завода. В свое время основатели завода братья Переваловы прямо на фабрике создали свой музей, где хранились их изделия и фарфор, который они привозили со всех известных заводов. К революции у них уже было 11 тысяч предметов. В 1930-е годы часть этой коллекции передали художественному музею. После банкротства музейщики забрали еще часть фарфора. На нашей же выставке представлены экземпляры из частных собраний коллекционера Михаила Степановича Дубровина и антиквара Сергея Афанасьевича Снарского, а также немного вещей из наших собственных музейных фондов. Михаил Степанович собирает коллекцию Хайтинского фарфорового завода советского периода. Он сам связался с нами и высказал идею организовать выставку, мы ее поддержали.

– Почему выставка касается истории завода именно периода с 1913 по 1954 год?

– Во-первых, этот период очень мало освещен. В принципе, никто не показывал жизнь фабрики в историческом аспекте. Мы впервые представляем именно историю фабрики в 20–30-е годы прошлого столетия. В городе проводятся и другие выставки к 150-летию завода, наша тем и отличается, что человек, пришедший сюда, может не только посмотреть посуду, но и узнать о судьбе предприятия, его повседневной жизни. Любители истории и обычные люди, желающие узнать историю фабрики, найдут для себя интересные материалы. На выставках по фарфору в основном демонстрируются 60–70-е годы или переваловский, дореволюционный, фарфор. Тот, который уже сформировался в плане декора, формы. Во-вторых, 20–30-е годы – очень сложный период в стране в целом и, естественно, в жизни фабрики. Поэтому мы решили заполнить эту нишу в истории хайтинского фарфора и через судьбу фабрики, ее продукцию показать жизнь страны. Наша задача – продемонстрировать, как происходило становление промышленности, как осуществлялось управление ею в период разрухи и Гражданской войны, как государство относилось к этой фабрике. Даже через меняющиеся клейма на продукции завода мы можем проследить, как трансформировалась структура управления фабрикой.

– Что отличает хайтинский фарфор от другого?

– Прежде всего, белизна. У хайтинского фарфора особенный черепок. Он белее, тоньше, потому что в фарфоровую массу стали добавлять каолин, посуда получалась более прочной и изящной. Более того, такой фарфор был дешевле по сравнению с продукцией других заводов.

– Что из экспонатов на выставке имеет наибольшую историческую ценность?

– Мы сделали одну витрину, посвященную ветеранам Великой Отечественной войны. В ней представлены их вещи: супница и две тарелки хранились в семье Героя Советского Союза Алексея Никитовича Уватова. Он подарил их своей жене в 1944 году. Тогда же делали подарочные экземпляры с портретами. Кофейник и чайник принадлежали Александру Веденееву. Он в свое время возглавлял Ангарскжелдорстрой, занимал ведущие руководящие должности на золотодобывающих предприятиях страны. Эти предметы для выставки принесла его внучка, которая работает в нашем музее, Наталья Веденеева.

– Как жила фабрика в период Великой Отечественной войны?

– На территорию Хайтинской фабрики в это время был эвакуирован Ленинградский абразивный завод «Ильич», и фабрика практически перешла на выпуск абразивных кругов для отточки артиллерийских стволов. Предприятие даже получило название Хайтинский абразивный завод и практически с 1941 по 1954 год занималось выпуском продукции для военной промышленности. Когда говорят про хайтинский фарфор, почему-то подразумевают только посуду. Но фабрика работала на химическую и горнодобывающую промышленность, энергетику. На выставке, например, есть фарфоровые розетки, посуда для химической промышленности. Фабрика во все времена была востребована. Несмотря на катастрофическое положение экономики в 1920-е, государство выделило 1 млн рублей на реконструкцию фабрики. А в 1957 году – 18 млн рублей на дальнейшее развитие и расширение производства. В 1960-е на фабрике появляется своя художественная лаборатория, в стенах которой возникает характерный для Хайтинской фабрики стиль.  В год предприятие выпускало 35 млн предметов. Но в конце 1990-х фабрика была закрыта.

– Почему, если всё было так хорошо? Собственное сырье, продукция востребована по всей стране…

– Издержки периода перестройки. История закрытия завода катастрофична. Местные жители не хотят ее даже вспоминать. Это было жутко: вечером они ушли с работы домой, а утром их не пустили на завод. Без работы осталось почти две тысячи человек. С закрытием завода жизнь поселка круто изменилась в худшую сторону. Как сейчас принято говорить, это было градообразующее предприятие.

– В 2017 году у одного из предпринимателей были попытки возродить завод. Вы следите за этой историей?

– Да, я знаю, что один братский предприниматель собрал бывших работников завода. У них маленькая мастерская, они занимаются выпуском сувенирной продукции. Делают собольков, рыбок. Художники придумывают свои формы, эскизы декора. В простых муфельных печах обжигают свою продукцию. Это просто ремесленный цех. В основном продают туристам, возят по Иркутской области. При этом говорить о возрождении хайтинского фарфорового производства очень преждевременно.

– Давайте поговорим о музейном деле. Кто ваш главный посетитель?

– Дети, школьники. Приезжают на экскурсии целыми классами. Сейчас политика, видимо, в городском образовании поменялась. Школьников в музее стало достаточно много. Были времена затишья... В настоящее время директора школ, педагоги начинают понимать, что надо прививать любовь к родине через историю.

– И как молодых заинтересовать историей?

– Сложность заключается в том, что между поколениями получился разрыв. Старшее поколение передавало историю младшему и так далее. Была хорошая преемственность в восприятии своей родины. Сейчас очень многое зависит от преподавателя. Немаловажную роль в этом процессе играют музеи.

– Что важнее для истории: хранить или показывать?

– Мы обязаны показывать, иначе вся история канет в Лету. Но и хранить всё это для того, чтобы опять-таки показывать, – важнейшая функция. Хранить, собирать, комплектовать – вот три основных музейных тренда.

– Некоторые экземпляры, в том числе фарфор, попадают в музей полигона ТБО в Иркутском районе. А вы сами там бывали и как относитесь к подобным проектам?

– Конечно! Я была очень рада такой неординарной задумке. Даже потом с внуками ездила в этот импровизированный музей. Нашелся же человек, который так отнесся к выброшенным вещам и создал из этого целый музей! Там собраны фигуры рыцарей, лошадей, макет корабля. Меня порадовало, что такие люди есть. Значит, еще не всё потеряно.

– Как вы относитесь к банкетам в стенах музея, такое активно практиковалось в 1990-е?

– Это уже низведение музея до уровня балагана. Музей – это храм истории, в котором человек должен получать знания. Музеи призваны формировать уважение к прошлому, а прошлое же тоже состоит из людей, их судеб, взглядов, предметов быта. Вот эти вещи, которые выставлены в витринах, когда-то кому-то принадлежали. К ним прикасались, их берегли. Когда они попадают в музей, то теряют эту связь с прошлым конкретного владельца и превращаются просто в предметы. Задача музейщика – передать зрителю заложенную в этих предметах информацию и энергетику прошлого.

Беседовала Ани Думикян, Право выбора

Фото Александра Новикова

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также