Маяковский и Иркутск

Сегодня Владимиру Маяковскому исполняется 125 лет со дня рождения. "Глагол" не мог остаться в стороне от этого культурного события и публикует отрывок из книги "Литературные памятники Иркутска", изданной в 2016 году иркутским историком Алексеем Петровым и библиографом Риммой Михеевой с небольшими дополнениями и изменениями. 

В энциклопедии «Сто великих писателей» литературовед Анатолий Ломов так определил творческий путь В. Маяковского: «Бузотёр-футурист, за 15 лет ставший трибуном масс, сменивший желтую кофту на бронзу, зал на площадь, публику на народ, изрекший вместо «Нате!» и «Вам!» – «Во весь голос»: «Слушайте, товарищи – потомки, агитатора, горлана, главаря» – вот путь самого неординарного в мире поэта, которого признали таковым все – толпа и эстеты, литераторы и власть.

Владимир родился в грузинском селе Багдиди в семье лесничего. После смерти отца в 1906 году с семьей переехал в Москву, где сблизился с социал-демократами. Подвергался арестам, заключению в одиночной камере Бутырской тюрьмы. Решив «делать социалистическое искусство», в 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 году начал писать стихи в духе эпатирующе антибуржуазного кубофутуризма. В дореволюционном творчестве заявил о себе как о мощном таланте с обнаженным сердцем, беззащитным перед пошлостью и жестокостью мира (трагедия «Владимир Маяковский», 1914, поэмы «Облако в штанах», 1915, «Флейта-позвоночник», 1916, «Война и мир», 1917).

После революции поэзию Маяковского одушевлял восторженное принятие перемен, социалистическое мироустройство (пьеса «Мистерия-Буфф», 1918 год, поэмы «150 000 000», 1921 год), «Владимир Ильич Ленин», 1924 год, «Хорошо!», 1927 год); сатирическое обличение социальных пороков («Прозаседавшиеся», (1922), «Клоп», (1928), «Баня, (1929), злободневная агитационность (1100 текстов для «Окон РОСТА», (1919-22).

В последней, незаконченной, поэме «Во весь голос» (1930) он утверждал искренность своего пути и желание быть понятым в «коммунистическом далёке». Разносторонне талантливый человек, художник, сам иллюстрировал свои плакатные тексты, актер, снимавшийся в фильмах по собственным сценариям, чтец, собиравший огромные толпы на свои поэтические вечера в Политехническом музее, самоуверенный и сомневающийся, остроумный и резкий, грубый и ранимый, в ситуации трагического разлада с публикой, самим собой и близкими, покончил жизнь самоубийством.

В Иркутске, как и во всей стране, творчество Маяковского было известно и популярно. Первые упоминания в иркутской прессе датируются 1914 годом (газета «Сибирь»). В 1918 году в кинотеатре, принадлежащем Донателло, демонстрировалась кинолента «Барышня и хулиган» с участием поэта.

Орган политотдела Реввоенсовета 5-й Армии, газета «Красный стрелок», 1 марта 1921 года писала: почитайте Маяковского и тогда вы яснее поймете разницу между тоскливым, унылым напевом, годным для эпохи безвременья, жалоб и слез, и мирским, сильным, свободным построением стихов. Фельетоны от Маяковского печатались в двадцать первом году даже в газете Киренского уездного комитета коммунистической партии «Серп». Передовица Тайшетской газеты «Сталинский путь», правда, 1936 года открывалась словами Маяковского.

2-3 мая 1922 года Иркутский молодежный театр ТРАМ поставил по просьбе партийных органов «Мистерию-буфф», режиссером спектакля был Николай Охлопков. «Иркутская летопись» Ю. П. Калмыкова пишет, что «зрительный зал раскололся на рьяных защитников и противников постановки. Одни хвалили, другие ругали». В рамках международного юношеского дня в сентябре 1924 года в Иркутске прошла коллективная декламация «Левого марша» Маяковского.

Широко отмечали в городе и 10-летие со дня смерти поэта. На литературных вечерах выступали Агния Кузнецова, Гавриил Кунгуров, Константин Седых, Анатолий Ольхон, встречавшиеся с поэтом при жизни. Стихи Маяковского читали и в 2013 году в первую библионочь в новом здании «Молчановки».

«Советская молодежь» в 1939 году пишет, что учиться мастерству можно только у одного из лучших советских поэтов Маяковского. Можно сказать, что к 1940 году в СССР было издано 6 млн экземпляров книг Маяковского на 22 языках народов большой страны. Большинство же районов Иркутска плохо подготовилось к этой дате. Популяризация творчества Маяковского шла недостаточно, студенты литературного факультета Иркутского педагогического института подготовили доклады о произведениях Маяковского, но они не были своевременно отправлены в производственные коллективы для изучения.

12 апреля 1940 года Иркутский горисполком принял решение в память о Владимире Маяковском переименовать улицу Понтонную в улицу Маяковского, а средней школе № 11 присвоить имя поэта.

       Алексей Петров, Римма Михеева, Литературные памятники Иркутска


19.07.2018