Издательство «МИФ»

Почему Евтушенко заслужил Нобелевскую премию

Вчера Евгению Александровичу Евтушенко исполнилось 87 лет со дня рождения. В библиотеках всей страны прошли вечера поэзии. Сегодня в Саянске состоится презентация пятой книги Виталия Комина и Валерия Прищепы, посвященной Евтушенко "По ступеням лет. Хроника жизни и творчества Евгения Евтушенко".

Не многие знают, что в 1964 году Евтушенко был в лонг-листе Нобелевскую премию. Ее тогда получил греческий поэт Георгиос Сеферис.

Михаил Визель рассуждает о том, почему Евтушенко заслужил Нобелевскую премию по литературе. "Глагол" публикует текст с незначительными сокращениями. 

Евтушенко - один из тех немногочисленных в любой литературе поэтов, чьи строки вошли в плоть живого языка, превратились в поговорки. "Поэт в России больше чем поэт". "Хотят ли русские войны". "Над Бабьим Яром памятников нет". "Со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит". Носители живого русского языка произносят эти фразы, не задумываясь, откуда они взялись, а они имеют конкретного автора: Евгения Евтушенко.

При этом Евтушенко хорошо известен за рубежами России - что тоже не так часто бывает с представителями великого (по количеству людей, для которого он является родным), но малораспространенного в мире языка. Начиная с шестидесятых годов Евтушенко много ездил по миру, выступая в огромных залах (в одном из них его увидел Пазолини и с ходу предложил роль Христа в своем "Евангелии от Матфея" - настолько его поразило, как держал аудиторию голубоглазый сибирский парень). А с 1991 года личные и профессиональные обстоятельства сложились так, что почти весь учебный год, с сентября по май, он проводил в США, в университете Талсы. Что тоже способствовало его узнаваемости не только в артистической, но и в академической среде - из которой и поступают "заявки" на Нобелевскую премию.

Несмотря на неизбежную в артистической среде ревность, даже самые яростные нелюбители поэтики и личности Евтушенко признавали: да, он действительно страстно любил русскую поэзию, знал наизусть огромное количество стихов (не только своих друзей, но и людей ему лично и творчески не близких) - и неутомимо всю жизнь занимался ее распространением и даже пропагандой. Достаточно назвать составленную Евтушенко монументальную антологию "Строфы века" (1995), в которой впервые оказались возвращены стихи многих запрещенных и потому забытых в СССР эмигрантов. Или его монументальное  пятитомное собрание "Десять веков русской поэзии» (2013).

Нобелевская премия по литературе дается не за какое-то конкретное произведение (хотя порою оно подразумевается, как в случае с "Доктором Живаго"), а "по совокупности заслуг и достижений". Заслуги Евтушенко неоспоримы: задолго до Боба Дилана он вернул любителей поэзии на стадионы, показав, что сочинение и, главное, восприятие стихов доступно не только высокообразованным обитателям кампусов и маленьких артистических кафе, но и широким массам - как бы иронически ни относились к этому выражению представители той самой образованной страты.

При этом Евтушенко - не одиночка, не случайная флуктуация, а представитель обширного и плодотворного литературного направления, подобно Ахматовой (Серебряный век) или В. С. Найполу (постколониальная литература). Нобелевская премия Евтушенко - это была бы Нобелевская всем советским шестидесятникам: Вознесенскому, Рождественскому, Ахмадуллиной, точно так же, как премия Ахматовой была бы и премией Цветаевой, Мандельштаму, Гумилеву... В 2010-е годы, когда Евтушенко остался последним ярким представителем своего поэтического поколения, это стало очевидно. Но Нобелевский комитет всё это время считал иначе. И теперь уже это окончательно.


Aliexpress WW

19.07.2019