Театр и Вампилов

19 августа 2021

Первое знакомство иркутского зрителя с молодым, ещё никому не известным драматургом Александром Вампиловым состоялось 18 ноября 1969 года. Тогда Иркутский драматический театр поставил историю семьи Сарафановых – пьесу «Старший сын».

вампилов

И тот ноябрьский вечер стал историческим и для театра, и для драматурга.

«Каждый непредубеждённый человек в зале ощущал, что, несмотря на вовсе не лёгкую жизнь и не ангельские характеры героев, общий колорит произведения светел, что на сцене в итоге совершается победа добрых начал над злыми в человеческих душах. Победа, не заданная автором изначально, а выстраданная, ставшая закономерным итогом всех смешных и грустных приключений этих людей», – так о спектакле писал известный театральный критик Виталий Нарожный.

Как вспоминал Валентин Распутин, «вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства».
«Да, сама жизнь, во всём разнообразии её лиц и судеб, шагнула на сцену вампиловского театра, и это явление её перед зрителем стало таким же правдивым, запоминающимся, поучительным, как и на страницах Достоевского и Толстого. Не мелкое правдоподобие, не бытовой натурализм, а жизнь с её фантастическим своеволием, духовными уроками, очищающими страданиями…», – выразил в своей книге сущность драматургии Вампилова Андрей Румянцев.

«Старший сын» связал театр и автора. Его произведения не исчезают из репертуара иркутской драмы. Литературное наследие выдающегося сибиряка стало востребованным, а спектакли по пьесам Вампилова любимыми и долгожданными зрителями всех поколений.

Сразу после появления в театре «Старшего сына» в 1970 году свою сценическую жизнь получила пьеса «Прощание в июне», чуть позже в 1973 году – «Прошлым летом в Чулимске». Дважды – в 1983 и в 1997 годах – ставили «Утиную охоту» Владимир Симоновский и Сергей Болдырёв.

Одной из запоминающихся постановок стал спектакль «Воронья роща». Театральную фантазию на тему «Провинциальных анекдотов» Александра Вампилова воплотил в 1987 году Изяслав Борисов. Работа шла крайне сложно, репетировали одну и ту же сцену по несколько часов. Это были настоящие муки творчества, которые привели к неожиданному результату.

Душевно и лирично о своей работе рассказывал сам режиссёр Изяслав Борисов: «Сознание моё всегда опрокидывало восприятие города на восприятие театра, поэтому в 1986 году и поехал в главные режиссёры Иркутского драматического… Захотелось, чтобы душа вновь вошла в театр… 

И Вампилов – отсюда: и клоун печальный, до слёз хохочущий, и лирик не отпускающий. Часами слушал я Вампилова в 1985 – и песни эти красивые, и байки его задушевные. И так всё это переплелось в моей голове, и так много причудилось за рощами этими вороньими, метранпажами немыслимыми, работниками пароходства и администраторами гостиничными с жёнами их непутёвыми… Ни в каком другом городе не возникнет в голове такое…».

Ещё одной яркой вампиловской постановкой в Иркутском драматическом театре стал спектакль «Прошлым летом в Чулимске», создателем которого был Геннадий Шапошников. Зрители вновь увидели последнюю пьесу драматурга спустя почти 30 лет после первого воплощения.

«Когда разбираешь пьесы Вампилова, понимаешь, что он перерос своё мастерство и тебе до него надо дотягиваться. Добиться похожей кристальности в профессии режиссёра очень сложно… Когда сталкиваешься с таким видом очарования, как текст Вампилова, его хочется репетировать бесконечно», – делился своими впечатлениями сам режиссёр.

Не раз возвращался на сцену и «Старший сын». В 2007 году эту пьесу вновь поставил Геннадий Шапошников. Спектакль стал одной из знаковых постановок для театра и с успехом идёт уже более десятка лет.

Сегодня в репертуаре иркутской драмы есть ещё один спектакль Вампилова – «Прощание в июне». Это одна из его первых драматургических проб. Пьеса много раз дорабатывалась автором, менялись её названия. В 2016 году режиссёр Геннадий Гущин представил зрителю постановку, в которой соединяются несколько вариантов произведения.

Весенняя история, манящая густым ароматом сирени и яблонь, в которой первая любовь и нежные чувства вдруг сталкиваются с первым разочарованием, а случайные ошибки молодости заставляют идти героев на сделку с совестью. Спектакль, наполненный молодой энергией и звуками гитары, любимыми студенческими песнями и юмором, с любовью принимают зрители Иркутска, а также других районов Приангарья и городов России. Постановка с успехом гастролирует по региону и стране, неизменно собирая полные залы.

Имя Александра Вампилова стало венценосным для охлопковского театра. Оно присвоено одному из самых самобытных театральных фестивалей современной драматургии, имеющего статус международного и снискавшего уважение среди российских и зарубежных коллег. 

Отдавая дань концепции фестиваля, в самом названии которого заложена мысль о необходимости обращаться к современной литературе, к автору сегодняшнему, к слову, сказанному здесь и сейчас, охлопковская драма идёт на смелый эксперимент. 

Театр по-настоящему счастлив, когда он находит своего автора. Александра Вампилова не воспринимали великим классиком, он действительно был своим, близким человекам, с которым дружили, спорили и разговаривали о жизни. Иркутскому драмтеатру повезло распознать, почувствовать талант драматурга, вместе работать над спектаклем и быть очарованным миром драматурга навсегда.

Текст предоставлен Иркутским драматическим театром имени Н. П. Охлопкова

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также