Издательство «МИФ»

Олег Горбачев: система образования в гражданской авиации сохранена

В Иркутске прошло заседание Экспертного клуба, посвященного развитию региональных аэропортов и авиакомпаний с участием представителей регионального правительства, Байкальской областной ассоциации авиации общего назначения,  авиакомпаний "СиЛА", "ИрАэро", "Авиа-Май", журналистов. Мнение Игоря Ружникова (пресс-служба "ИрАэро") о том, что развитие авиации должно стать национальным проектом читайте в "Глаголе". Кроме того, обсуждалась тема кадров. По словам директора иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации Олега Горбачева, система образования в гражданской авиации сохранена: "Все технические колледжи, которые существовали в советское время, функционируют. Они укрупнены до вертикально интегрированных комплексов, а вся система подготовки, подведомственная Росавиации, сосредоточена в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. К  каждому из городов присоединены от пяти до семи колледжей или авиационных летных училищ. На наш взгляд, эта система себя оправдывает".

МГТУ ГА занимается подготовкой техническо-эксплуатационных специалистов. Вуз не готовит пилотов, управляющий состав, но полностью закрывает потребности региона, Бурятии и Забайкалья по разным специальностям - от авиационного техника до инженера. Кстати, в самом Иркутске "оседает" только треть выпускников.

Какие проблемы сейчас наиболее актуальны в образовании. Во-первых, наличие технического оборудования. Олег Анатольевич верно напомнил, что в советское время, как только вводился новый тип воздушной техники, по университетам гражданской авиации мгновенно разносилось "эхо" в виде стендов и оборудования, которое соответствует выпускаемому типу, и когда он выходил на эксплуатацию, в гражданских заведениях уже готовили специалистов по ним. Каким образом это происходило? Завод-изготовитель поставлял тренажеры, обслуживающие комплексы, стенды и всё необходимое оборудование, чтобы обслуживать технику и обучать людей, которые ее обслуживают. Со временем эта система полностью разрушилась. В МГТУ - шесть колледжей и два филиала. Во всех есть учебные аэродромы, на которых воздушные суда различного типажа, но все они имеют "преклонный" возраст. Так, на иркутском аэродроме можно встретить Ту-154, который уже не летает, Ил-76, Ил-8 ранней  модификации, Ан-24, Ан-26 и Ан-2. И пока эта проблема, увы, не решается.

Второе, после авиационных ЧП можно было бы отдавать "куски" самолетов в учебные заведения. Взять последний случай с "Уральскими авиалиниями", но все распилили: "Ранее была государственная политика - оснащение авиационных учебных заведений той техникой, которая эксплуатируется, а у нас сейчас это самое больное место".

Как решается вопрос? Естественно, компьютеризацией. "Мы используем различное оборудование, программы, тренажеры, симуляторы для того, чтобы научить техников, инженеров обслуживать самолеты. Хорошо это или плохо – ответ очевиден. Техник должен уметь обслуживать конкретное воздушное судно. Хорошо, что в нашем регионе основная тема – это Ан-24, Ан-26, Ил-8, но и от "восьмерок", который почти сорок лет, одни остовы остались". Но есть и позитивные моменты. Так, скоро появится вертолет благодаря сотрудничеству с военной кафедрой ИРНИТУ, где можно будет полноценно проводить практику.

Есть проблемы и с учебными центрами. Недавно "Глагол" публиковал материал "Как стать стюардессой?", в котором озвучена еще одна серьезная проблема - Иркутску не дают лицензию на обучение бортпроводников из-за чего компании "ИрАэро" и "Ангара" вынуждены возить своих будущих сотрудников  в Калининград. По словам Горбачева, "приезжала комиссия Росавиации, сказала, что замечаний нет, всё хорошо, а потом прислала отказ". Он добавляет, что "нас не воспринимают как форпост всей системы, хотя мы несколько раз доказывали: зачем возить сотни человек в Калининград, если мы здесь обеспечим гораздо более качественные услуги".

Иркутский филиал МГТУ подал в Росавиацию проект создания центра по переподготовке и повышению квалификации авиационного персонала, который охватывал бы Сибирь и Дальний Восток. Стоимость проекта – 427 млн руб. Он включает в себя здание аэровокзала, тренажерный комплекс, фрагмент взлетно-посадочной полосы, аэродромные сооружения. Проект был подготовлен два года назад, однако ответа от федеральных органов нет. Олег Горбачев заявил, что "в вузе 106 сертифицированных программ, мы сейчас обучаем две тысячи человек в год, а готовы обучать 10-15 тысяч. Для этого есть программы, преподаватели, земля. Нужно только волевое решение". Отметим также, что в Иркутске есть четыре тренажера на Airbus, Боинг, Ан-48 стоимость сотни миллионов рублей. Однако нет главного - МС-21. "Получится так, что самолет будут выпускать здесь, в Иркутске, а кадры готовить в Москве", - заявил Горбачев.

Напомним, что "Экспертный клуб-Иркутск" работает с июля 2019 года. 


Aliexpress WW

20.10.2019

Экспертный клуб-Иркутск