Издательство «МИФ»

Иркутская история Наталии Терентьевой: памяти народной артистки

Народная артистка России, актриса Российского государственного академического театра драмы им. Федора Волкова Наталия Терентьева скончалась в Ярославле. Ей было 92 года. Церемония прощания  состоится завтра в ярославском театре им. Волкова, которому она отдала более шестидесяти лет.

Семья Терентьевой была тесно связана с театральной жизнью Москвы: бабушка, Наталия Андреевна, училась в студии Малого театра у Александра Павловича Ленского, вместе с Ольгой Леонардовной Книппер; дед, Федор Андреевич, и мать, Елена Федоровна, работали педагогами сценической речи в Драматической студии Константина Сергеевича Станиславского. В военные годы 16-летняя Наташа была санитаркой военно-санитарного поезда, медсестрой военного госпиталя. После войны пошла в рабочие сцены МХАТа, стояла «на занавесе», который надо было раздвигать вручную, потом ее приняли во вспомогательный состав МХАТа, но одновременно была актрисой самодеятельного Театра Романтики, организованном в послевоенной Москве молодежью театральных вузов во главе с Александром Галичем. В 1950 году Терентьева окончила Московское городское театральное училище, где преподавали ученики Станиславского. И тут у нее начинается иркутская история – три года (1950-1953) работы в нашем ТЮЗе. Сохранились данные как минимум о пяти спектаклях с ее участием: Мария Александровна Ульянова («Семья» А. Попова), Поликсена («Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского), Людмила («Поздняя любовь» А. Островского), Рассаба («Волынщик из Стракониц» Й. Тыла), Анна («Побег» Д. Щеглова).

В мае 1953 года в общежитии ремесленного училища состоялось комсомольское собрание, на котором выступила молодая актриса иркутского ТЮЗа Наталия Терентьева. Тема была самой животрепещущей – о будущем и выборе своего занятия. Газета «Советская молодежь» опубликовала текст выступления Натальи, в котором она рассказывала о своих первых шагах в профессии: когда началась Великая Отечественная вона, я кончила семилетку. Сначала работала медицинской сестрой, потом воспитательницей в детском доме, но мечты о театральной сцене никогда не покидали меня. Четыре года учебы в театральном училище – и вот на руках диплом советской актрисы.

Первой крупной ролью моей была роль матери Владимира Ильича Ленина. Образ этой героической женщины, гордо встретившей страшное горе – казнь старшего сына Александра, образ женщины, сумевшей воспитать Володю Ульянова – будущего горного орла революции, глубоко захватил меня и с я работала над ним с вдохновением. Как говорят, эта роль мне удалась. Я испытала радость первой творческой победы.

Я не перестаю мечтать и сейчас. Хочется отдать все свои силы и стремления служению народу, хочется создать на сцене образы замечательных людей, упорно воплощающих в жизнь светлую мечту человечества – мечту о коммунизме».

Отметим, что роль Марии Александровны сделала успех Терентьевой, а «Восточка» в декабре 1951 года опубликовала фотографию со спектакля на своих страницах.

Кстати, роль Анны в пьесе Дмитрия Щеглова «Побег» далась актрисе тяжело. Это история о пребывании Сталина в сибирской ссылке – селе Новая Уда в 1903-1904 годах. Так, театральный критик Евгений Бандо высказался о роли довольно скептично: по замыслу драматурга и режиссера сознание Анны под влияние ссыльных-большевиков растет, в ней просыпается хорошее чувство самоотверженности ради общего дела. Глубину этих намерений артистка так и не раскрыла.

В Иркутске Наталия жила со своим мужем, будущим народным артистом СССР Сергеем Тихоновым. Позднее она рассказывала, что свои отношения они узаконили еще московскими студентами в 1949 году: «В перерыве между занятиями забежали в загс – подали заявление. Расписались тоже между лекциями. Потом заглянули в пельменную, заели это пельменями с водочкой и – дальше учиться. После окончания училища поехали в Иркутск. На выпускном вечере наш преподаватель марксизма-ленинизма Коробов, зная, что мы отправляемся в провинциальные театры, напутствовал нас так: «Вы поедете работать, и сирень обдаст вас соответствующим запахом». Мы были детьми своего времени, мы верили, что сирень обязательно обдаст… В Иркутске жили в общежитии. Ничего у нас не было, зарплаты крошечные. В магазинах продавались только омуль и крабы в банках. Из Москвы нас выписали, так что возвращаться было некуда. Родители помочь не могли, лишь иногда присылали посылки с макаронами и крупой». В Иркутске родился их сын Никита, в будущем – режиссер-постановщик программ «Шире круг», «Споемте, друзья!», «Играй, гармонь!», руководитель кино-видеостудии Большого театра России, продюсер.

В 1953 году семейную пару пригласили в Псков играть в местный драматический театр им. А. С. Пушкина. Через три года актриса переехала в Ярославль. Как оказалось, навсегда.

                                       Алексей Петров, специально для «Глагола»

На фото 1951 года: Наталия Терентьева в роли Марии Александровны и Дмитрий Гюнтер в роли Володи. Спектакль «Семья» на сцене иркутского театра юного зрителя. Другие фото - из открытых источников. 


Aliexpress WW

21.02.2019

Театральная жизнь