Издательство «МИФ»

Памяти Александра Баталина

Скончался известный иркутский журналист Александр Баталин. Он ушел вчера, 20 октября, на рассвете, и по словам его сына Антона, отправился на свободу, освободившись от плена долгой болезни.

Александр Григорьевич родился 20 февраля 1947 года на острове Сахалин. Окончив филфак Иркутского университета, работал на областном телевидении и Восточно-Сибирской студии кинохроники. Затем становится собственным корреспондентом - сначала еженедельника "Наука и Сибирь", а с 1986 года - АПН, преобразованного позже в РИА "Новости". В 1992 году вместе с супругой Ольгой создал  информационное агентство "Сибтранспресс", став его главным редактором, позднее появилась газета  "Честное слово".
У телезрителей 70-80-х годов большой популярностью пользовалась программа Александра Баталина "Киногоризонт". Автор многочисленных статей и очерков о кино и театре, нескольких телевизионных и кинофильмов, он написал также популярную книгу об иркутских ученых "Прогноз на послезавтра". В 2017 году по его пьесе "В квадрате чувств" в Иркутском драматическом театре был поставлен спектакль, который и сейчас включён в репертуар.

В интервью "Байкальским вестям" пару лет назад он рассказывал: "Я к театру, к алхимической лаборатории лицедейства подкрадывался давно. Много раньше, чем стал вести на областном телевидении передачу "Киногоризонт", где рассказывал о фильмах и актерах. Я влюблен в театр с детства. Еще школьником имел дерзость играть в народном театре при Доме офицеров в Чите. Роли у меня были разные. Студент театрального вуза в пьесе Дмитрия Угрюмова "Чемодан с наклейками". Потом ложный "дядя"-шпион из "Судьбы барабанщика". За эту роль меня своеобразно отметило жюри смотра самодеятельности, эксперты заподозрили, что злодея играл учащийся театрального училища. Помню, что, угрожая и выкручивая ухо главному герою, вдруг почувствовал необъяснимую власть над залом, и произнес свои реплики тихо, почти шепотом, зловещим, само собой. Была еще роль китайского представителя, который должен был произнести какую-то речь. Чтобы сделать это с китайским акцентом, я ловил по ночам китайское радио, рисовал перед выходом узкие глаза.

Когда учился в Иркутском университете на филфаке, нахальничал в роли театрального критика на страницах "Советской молодежи" и "Восточки". Первую рецензию опубликовал на пьесу "Валерий Нечаев" иркутского автора Беллы Левантовской, поставленную на охлопковских подмостках. Писал я и о "сосланном" к нам московском театре "Скоморох". Говорят, мои опусы о нем читала сама министр культуры Фурцева, прежде чем разогнать опальный коллектив. Я добился, чтобы мне как университетскому студенту в спецкурсы добавили историю русского театра. Со мной индивидуально занимался преподаватель Иркутского театрального училища, философ и театровед Юрий Корнилов.

В 80-е годы я отпрашивался с работы в АПН, чтобы съездить на очередной семинар театральных критиков Всероссийского театрального общества, где блистали настоящие мэтры театроведения Александр Свободин и Вера Максимова. Вере Анатольевне я даже всучил свою первую, пробную пьесу, которая называлась "Все в шоке". Она ее не поленилась прочесть, сделала мне ряд ценных замечаний, одобрила мои авторские поползновения.

Всю жизнь я осознанно развивал свой интерес к театру и даже возглавлял одно время областную секцию театральных критиков при двух творческих союзах: театральных деятелей и журналистов. Заняться драматургией всерьез не позволял плотный график журналистской работы".

Вся семья Баталиных - журналисты. Ольга Леонидовна много лет отдала "Российской газете" и информагентству, сын Антон начинал с преподавания в университете, теперь - известный специалист в области PR. 

"Глагол" соболезнует близким Александра Баталина. О месте похорон будет сообщено дополнительно. 


Aliexpress WW

21.10.2019