Издательство «МИФ»

Ильичу сделали подарок

Памятник В. И. Ленину, расположенный в сквере у перекрестка улиц Карла Маркса и Ленина, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Приказ об этом подписан 17 апреля 2019 года накануне 149-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата.

Памятник выполнен в бронзе и поставлен на постамент, облицованный лабрадоритом, 23 сентября 1952 года. Его автор Николай Васильевич Томский (1900-1984) – выдающийся советский скульптор - монументалист, народный художник СССР, в 1968-19183 годах - президент Академии Художеств СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, пяти Сталинских и Государственной премий СССР, в течение десяти лет (1960-1970) - ректор Художественного института имени Сурикова.

Его настоящая фамилия - Гришин. Он родился в простой семье деревенского кузнеца, участвовал в гражданской войне в Красной армии, был ранен. Работал в военкомате, участвовал в театральном кружке, мечтая стать актером, где выбрал себе псевдоним Томский, оставшийся с ним на всю жизнь. В театральной студии нужно было писать декорации, афиши, что и делал Николай. На его работы обратил внимание известный художник Василий Сварог: "Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь объем". Так была предопределена судьба будущего великого художника. 

В 1927 году он окончил скульптурный факультет Ленинградского художественно-производственного техникума. Двумя годами ранее в Ленинградском государственном музее революции открылась выставка, на которой были показаны две работы студента Томского. Одна из них – бюст В. И. Ленина в детстве – получила хорошую оценку и была приобретена музеем. Второй работой была композиция «Выступление В. И. Ленина в Женеве».

С тех пор образ Ильича прочно вошел в творчество Томского. Он стал автором многих ленинских скульптурных изображений и монументов, установленных в городах бывшего СССР, а также в Берлине.

Но ленинская тема была основной, но не единственной в творчестве скульптора. Пластическая манера Томского – сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом. С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. И даже портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей.

Архитектором памятника выступил Лев Голубовский, участник Великой Отечественной войны. Он создал много художественных произведений, среди которых особое место занимают рисунки о трагических событиях блокады Ленинграда. Основные идеи архитектора получили воплощение в проекте Парка Победы на Поклонной горе в Москве, где Голубовский - один из руководителей авторского коллектива.

Что касается иркутского памятника, то это авторская копия памятника, установленного в Воронеже. Долгие годы он был "ничьим". Теперь за ним присмотрит служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. 


Aliexpress WW

22.04.2019

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

Черемховская разруха поразила Меньшова, или почему «Любовь и голуби» не снимали в Сибири

Актриса Иркутского драматического театра Елена Мазуренко празднует свой юбилей

Первая радуга 2020 года в Иркутске

Нет потолка, но есть дно: иркутский художник-аниматор о состоянии российской мультипликации

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»