Издательство «МИФ»

Иркутск. Фантазия французского виртуоза

Две недели назад «Глагол» открыл новую рубрику – АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Теперь каждый четверг мы с вами будем погружаться в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Большая сборная выставка – это множество прекрасных поводов и возможностей для каждого из её участников. Так, частные коллекционеры представляют свои сокровища широкому кругу зрителей. Для кого-то из художников это старт в большой творческий путь. А для музея – очередная  возможность достать из запасников и показать что-то особенное, уникальное.

На выставке «Город во времени» такой «жемчужиной» стала литография французского художника-декоратора, рисовальщика и гравёра-орнаменталиста, мастера оформления архитектурных интерьеров Франсуа де Кювилье.

Жан Франсуа Винсент Жозеф де Кювилье родился в городке Суаньи. Его творчество приходится на период расцвета стиля рококо. Иронией судьбы этот выдающийся мастер был рождён карликом, и с 1706 года Кювилье поступил на службу баварскому курфюрсту Максимилиану II Эммануилу в качестве придворного карлика-шута. Курфюрст обнаружил у своего шута способности к математике и геометрии, обучал его искусству фортификации, а затем отправил в Париж учиться архитектуре. После обучения в Париже в 1726 году Франсуа Кювилье вернулся в Мюнхен. После смерти курфюрста в том же 1726 году он перешёл на службу к брату нового курфюрста Клеменсу Августу в замке Брюль. Там он уже получил дворянское звание и должность придворного архитектора Баварии.

На выставке представлена литография Франсуа де Кювилье «Иркутск», датированная XVIII веком. Стоит заметить, что графика требует особого бережного отношения и экспонирования. Учитывается и температурный режим, и влажность, и, особенно, освещение. Демонстрировать графику без драпировки (без прямого попадания солнечных лучей) допускается не более месяца, после чего её отправляют на отдых, то есть возвращают в папку хранения. Как правило, после выставки экспонат не беспокоят несколько лет.

Литография – вид печатной графики, выполненной на камне и перенесенной на бумагу при помощи печати. Благодаря фактуре камня, удается добиться изящных художественных эффектов. Не исключением стало и наше произведение. Тонкость и четкость линий выдают не только большого профессионала в своем деле, но и его неравнодушие к изображаемому виду, ведь проделана весьма и весьма кропотливая работа.

В творении Франсуа де Кювилье вид на Иркутск с левого берега Ангары раскрывает панораму молодого сибирского города, взмывающего к небу куполами церквей. На реке обозначено активное судоходство, а на первом плане даже размещена небольшая сценка с людьми. Пожалуй, и историки, и искусствоведы сойдутся во мнении, что вид не совсем соответствует реальности, он скорее сфантазирован, но не будем забывать, что изображение с натуры появится в истории искусства лишь век спустя.

В левом нижнем углу стоит имя автора, а в правом отмечена гравировальная мастерская в Париже, надписи сделаны на французском языке. А вот слово «ИРКУТСКЪ» выведено кириллицей.

В собрание художественного музея гравюра французского художника попала из частной коллекции московского врача Валериана Вадимовича Величко. В настоящее время продолжается работа по её атрибуции и изучению.

А пока любой желающий может взглянуть на уникальный экспонат, ведь встреча с ним в следующий раз может представиться ещё не скоро.

                                                       Мария Моженкова, искусствовед

Изображение: Франсуа де Кювилье «Иркутск», XVIII век, литография

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

22.10.2020


Новости партнеров