Издательство «МИФ»

Иркутские экскурсоводы рассказывают...

Экскурсия как кулинария. Молодая хозяйка открывает поваренную книгу и готовит строго по рецепту. Опытная хозяйка все делает на глазок и знает, когда добавить перчинку. Так рассказывают о своем мастерстве музейные сотрудники. К международному дню экскурсовода, который отмечается 21 февраля, Яна Шутова (газета "Иркутск") поговорила с представителями этой профессии и узнали, что такое Малое и Большое кольцо Иркутска и в чем особенности лекций для высокопоставленных гостей. "Глагол" публикует отрывки из интервью. 

Впервые в музей Елена Манушкина пришла в 1994 году. Тогда после окончания исторического факультета Иркутского педагогического института перед ней встал вопрос, куда идти дальше: в школу или в музей? Она выбрала второе, тем более что в "Тальцах"» открылась вакансия. Тема этнографии была близка Елене, выросшей в Качугском районе: "Деревенский быт - это родная среда для меня. Позднее даже выяснилось, что известный  дом Шеметовой в Тальцах - это дом бабушки моих соседей. Он интересен тем, что сложен из рубленого, а не пиленого бревна. Приземистый, с небольшими оконцами и неровно выступающими бревнами - настоящая сибирская изба".

Первые экскурсии Елены прошло на удивление гладко и спокойно. У нее был хороший учитель - Ирина  Терновая. После семи лет в "Тальцах" Елена Геннадьевна устроилась работать в областной  краеведческий музей: "Проводить экскурсии и дежурить в выставочных залах полагалось всем сотрудникам. Первое время я встречала гостей в Спасской церкви, где до 2006 года размещался один из наших выставочных отделов. Помню, как во время осмотра мы поднимались по темной узкой лестнице, устроенной прямо в стене, и выходили на колокольню. Оттуда открывался великолепный вид на историческую часть Иркутска. На гостей это производило неизгладимое впечатление". 

Елена Геннадьевна проводила экскурсии по православным храмам (считаются самыми популярными), "колчаковским местам", по Байкалу и достопримечательностям Иркутска. Оказывается, существуют два стандартных городских маршрута. Так называемое Малое кольцо начинается с места основания Иркутска, включает в себя Знаменский монастырь, памятник Александру III, проезд по улице Большой (Карла Маркса). "Большое кольцо" захватывает левый берег, Академгородок и плотину ГЭС, но сейчас гости его не выбирают - пробки: "Костяк каждой экскурсии разработан методическим отделом, а мы на него нанизываем дополнительные факты, истории, городские легенды, а иногда и разнообразные шутки. Многие экскурсоводы-фрилансеры любят делать акценты на "жареных" фактах. Для нас, музейщиков, в первую очередь важны научные факты, на них и опираемся. Поэтому нас сложно поставить в тупик неожиданным вопросом. Даже если ты не знаешь точного ответа, можно подключить общие исторические знания и свою эрудицию".

С 2017 года Елена возглавляет Музей В. Г. Распутина. При ее участии разработаны маршруты "Иркутск Валентина Распутина" и трехдневный тур "Путешествие на родину писателя", включающий поездку в Усть-Уду и Аталанку. В 2019 году он был признан "Лучшим познавательным маршрутом" по итогам регионального конкурса всероссийской туристской премии "Маршрут года": "Главное для экскурсовода - умение грамотно и интересно подать материал. Нужно избавляться от слов-паразитов, следить за дыханием, управлять тембром, модуляциями голоса. Бывают рассказчики, что упиваются собой и не замечают реакции слушателей. А ведь это первое, на что должен ориентироваться хороший экскурсовод".

Яна Черных, координатор галереи современного искусства Виктора Бронштейна, с детства  смотрела на экскурсоводов с открытым ртом и думала: "Какая же у них классная работа! Они так много знают и так интересно рассказывают". Четыре года назад в галерее появилась возможность взять на себя еще и экскурсионную деятельность, то она с радостью согласилась. Свою первую экскурсию Яна помнит отчетливо. Это была нашумевшая выставка "Ульгер" по авторским куклам семьи Даши Намдакова. Гостей в тот вечер было очень много, и на экскурсию собралось более 40 человек: "Это волнительное состояние я переживаю каждую первую экскурсию по новой выставке. Но через 10 минут все улетучивается, и ты просто получаешь удовольствие. Перед каждым новым проектом приходится много читать об авторе выставки и его техниках, знакомиться с искусствоведческим материалом, учить пятнадцать-двадцать страниц текста. Мой секрет - я всегда вычленяю для себя главную мысль о картине или скульптуре, а затем вокруг нее собираю остальные факты".

Галерея Бронштейна нередко открывает миру новых художников, чье творчество еще нигде не описано. В таком случае экскурсоводу приходится черпать информацию в личной беседе с творцом из первых уст. В этих случаях экскурсовод становится посредником между художником и зрителем: Яна провела экскурсии по более чем 25 выставочным проектам. Каждая из них как конструктор: в зависимости от гостя можно менять факты местами, какие-то детали выкидывать, какие-то - добавлять. Например, для семилетних детей делают акцент на авторских куклах, на образах животных в скульптуре: "Бывают сложные группы, которые не можешь раскачать даже на четвертой скульптуре. Но это даже азартно! Начинаешь вовлекать их другими способами, иногда приходится применять и артистические навыки,  выкладывать все новые и новые факты. И человек, который стоял с каменным лицом, вдруг оживляется, у него зажигается огонек в глазах, под конец экскурсии уже подходит с вопросами или благодарностью".

По мнению Яны, главное в экскурсионной деятельности - неравнодушное отношение и уважение к посетителю. Рассказывать нужно так, чтобы самому было интересно себя слушать: "Бывая в разных музеях, я каждый раз прислушиваюсь к лекциям экскурсоводов. Больше всего впечатляют экскурсоводы детских групп: они умеют так ловко заинтересовать и объяснить сложную информацию - мне до них еще расти и расти. Чего бы мне точно не хотелось, так это говорить заученным текстом. Зритель сразу это считывает и теряет интерес к выставке. И еще одно табу - это подсказки. В руках экскурсовода не должно быть никаких бумажек и шпаргалок".

Двадцать лет работает в музее истории города Иркутска Ксения Никонова. С детства музей казался ей священным местом - в одно из них она и попала, будучи студенткой истфака госуниверситета. Через три месяца ей сообщили, что придется водить экскурсии: "Я была в ужасе: "Как я, не иркутянка, девочка из северного поселка, буду рассказывать про город?" И я принялась много читать: книги, очерки, исторические путеводители об Иркутске. Свой первый выход помню до сих пор. Приехали ученики московской школы. На автобусную экскурсию у них не хватало денег, поэтому попросили пешеходную. Мы начали прогулку от сквера Кирова, двинулись к Вечному огню, затем по улицам Ленина и Карла Маркса, вышли на набережную Ангары, где в то время еще стоял шпиль. Было очень страшно, я все боялась, когда же они начнут задавать вопросы…

Автобусные экскурсии оказались еще сложнее пешеходных. Ведь транспорт в любой момент может встать в пробку, и тогда приходится импровизировать: пускать в ход весь свой запас знаний, историй и городских легенд, чтобы заполнить паузу. Если человек впервые в Иркутске и ничего о нем не знает, Ксения ведет рассказ крупными мазками, искусно вплетая городские события в мировую историю. С коренными иркутянами и подкованными туристами, наоборот, углубляется в детали: "Самая необычная экскурсия по музею выдалась, когда к нам приехало пять автобусов с китайскими спортсменами. Мы задействовали пять экскурсоводов и три филиала музея: отдел истории, музей городского быта и дом ремесел. Важно было четко соблюдать тайминг, чтобы нигде не столкнуться. Гости остались в полном восторге, они увезли с собой много новых знаний и сделанные своими руками сувениры: куклу-скрутку и глиняные фигурки".

Ксении приходилось принимать высоких гостей - мэров городов-побратимов, членов Ассоциации муниципальных образований Иркутской области и даже бывший министр природных ресурсов и экологии Сергея Донского: "Сергей Ефимович случайно заглянул сюда вечером, часов в восемь, когда в музее уже никого не было, кроме меня и сторожа. Попросил провести его по музею, рассказать про Иркутск. Как можно было отказать! Он произвел впечатление человека начитанного, умного, неравнодушного к истории - было видно, что зашел в музей по зову сердца, а не потому, что так положено. Самое сложное в экскурсии с высокими гостями - они постоянно отвлекаются на телефонные звонки, решают какие-то важные вопросы. Плюс нужно быть готовой к любым изменениям маршрута: его могут сократить, удлинить, добавить новые объекты". За все годы в музее экскурсионная деятельность не превратилась в рутину, каждую прогулку по городу она до сих пор ждет с нетерпением. Наверное, поэтому у нее никогда не бывает двух одинаковых экскурсий.

Фото Александра Вавилова, Александра Новикова и из архива героев

 


Aliexpress WW

23.02.2020