Издательство «МИФ»

Арт-галерея DIAS и "Персонажи" Андрея Тена

Выставка художника из Хабаровска Андрея Тена «Персонажи» открылась в арт-галерее DiaS. В экспозиции представлены графические произведения автора. Все без исключения персонажи - плод фантазии создателя, тем не менее, по признанию самого художника, в каждом герое он отобразил черты собственного характера.

В одном из интервью Андрей сказал, что всегда хотел быть художником. Это классический случай, когда человек с самого детства шел к своей мечте. Любил рисовать еще в детском саду. Классе, наверное, в четвертом или пятом пошел в художественную школу. В обычной общеобразовательной школе тоже всегда рисовал, был оформителем стенгазеты. Когда окончил художественную школу, понял, что хочет стать настоящим художником, и поступил в художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. После его окончания работал в издательстве детской и юношеской литературы, занимался дизайном, сотрудничал с хабаровскими театрами. Театральный опыт, который продолжается и сегодня, сформировал особый взгляд на мир, где доминирует игровое начало. Более 20 лет Андрей Тен - художник хабаровского «Белого театра». Этот камерный театр с нестандартным подходом к творческому процессу сформировался в начале 1990-х. Сами основатели называют его «подлинно свободным», театром абсурда и минимализма.

Начало творческого пути Андрея Тена совпало с разрушением страны, когда пафос советского искусства сошел на нет и настало время поиска собственных тем и образов. Творческий человек столкнулся тогда с необходимостью искать точки опоры не во внешнем, а во внутреннем пространстве. С этой задачей Андрей Тен справился блестяще, создав собственный мир, населенный загадочными нереальными существами - ангелами, марионетками, хрямзиками, зюзиками… Тем не менее все они, по его собственному признанию, наделены чертами характера своего творца.

- Каждый художник рисует себя, в каждом моем герое есть черты моего характера. Мои хрямзики, как я сам их назвал, часто задумчивые.

Действительно, персонажи Тена редко улыбаются. Их отстраненность, нежелание погружаться в сиюминутные события дают зрителю возможность изменить взгляд на окружающий мир и самого себя. Желая понять собственную природу и глубже проникнуть в сущность вещей, персонажи нередко предстают перед нами с закрытыми глазами.

- Делал эскиз, из пяти героев четыре оказались с закрытыми глазами. Я даже сам не заметил. Персонаж с открытыми глазами более конкретный, читаемый, с закрытыми - более таинственный.

Изобретение автора - хрямзики, смешные и трогательные существа - вызывают ассоциации с персонажами комедии дель арте. Вообще, стилистика площадного итальянского театра зримо присутствуют в графических работах Тена.

Сам художник и его персонажи при всей своей серьезности наделены тонким чувством юмора. Одна из недавних работ посвящена самоизоляции. Она так и называется – «Карантин». Задумчивый ангел сидит в корзине неподвижно висящего в небесах воздушного шара, которая напоминает крохотную тюремную камеру. Ангелу грустно, но нельзя сказать, что он страдает от одиночества. Скорее, он просто отдыхает и с едва уловимой улыбкой вспоминает о чем-то хорошем.

Для воплощения своих замыслов Андрей использует самый разнообразный художнический инструментарий. Это и текстурные пасты, и гели для рельефной графики, и трафаретная графика, и коллография, и гравюры на картоне, полихлорвиниле, тонированной бумаге.

- Театральный художник - это очень интересная и сложная работа. Он должен уметь очень многое. Тут нужно не просто придумать образ и нарисовать, а придумать конструкцию, выбрать материал. Ты должен быть немножко инженером-технологом, немножко дизайнером и архитектором. Нужно создать такое пространство, такой художественный образ, которые будут работать в спектакле, участвовать в действии.

Будучи художником театра, мастер использует синтез идей и материалов, ведь, по его словам, «театр - это синтез культур, он вбирает в себя многие направления. Здесь есть место и дизайну, и графике, и пространственным решениям, и каким-то технологиям конструкции».

Один из проектов Тена назывался «Лабиринт». Он вовлекал зрителей в реально созданное пространство лабиринта, ставшее с помощью графических листов воплощением разнообразных смыслов.

Вообще способность наполнять неожиданным смыслом, казалось бы, самые простые формы, - характерная особенность художника. Например, в одной из серий он импровизирует с театральными болванками, создавая на их основе множество образов. А в качестве декораций к спектаклю «Цыганка и барон» Хабаровского музыкального театра мастер создает собственные карты Таро, используя для иллюстрации фантастических персонажей.

Графические работы Андрея Тена проработаны до мелочей. Они узнаваемы, поскольку автор всегда остается верен неповторимой цветовой гамме, собственной манере изложения и набору средств для воплощения оригинального замысла. Посетить выставку, а также приобрести работы одного из лучших российских графиков можно до 5 сентября.

Нина Александрова, еженедельник Иркутск

Фото Андрея Тена

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

23.08.2020


Новости партнеров