Михаилу Ромму исполнилось 120 лет со дня рождения

24 января 2021

Михаил Ромм. Наверное, нет ни одного ценителя советского кино, кто не знал бы этого имени. Автор первого звукового фильма о Ленине.

Первый, кто задумался м в игровом кино об этических проблемах ядерной физики. Создатель шедевра мировой документалистики «Обыкновенный фашизм». Учитель Андрея Тарковского и Василия Шукшина, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова, Элема Климова и Марлена Хуциева, Александра Митты и Тенгиза Абуладзе. Однако он так и остался неразгаданной загадкой отечественного кинематографа. Сегодня ему исполнилось 120 лет со дня рождения, и «Глагол» вспоминает человека, которого можно назвать иркутянином, как минимум, по рождению.

Говорить о Ромме не легко. Для понимания лучше всего привести две цитаты из его фильмов. Первая – из картины «Ленин в Октябре», 1937 год.

«Василий (читает письмо): И что делать с помещиками?

Ленин: Выгонять! Пусть выгоняют всех.

Василий: А вот он дальше пишет: «Хотели их гнать, а потом решили и всех поубивали».

Ленин: Ага. Ну что же, очень толковое письмо».

Вторая – из «Обыкновенного фашизма». 1965 год, голос Ромма за кадром: «Летчику сверху разбитые дома кажутся тихими, мирными, даже красивыми. А люди сверху кажутся муравьями или тараканами, и их не страшно расстреливать».

Михаил Ромм родился 24 января 1901 года в Иркутске, в доме на улице Благовещенской (ныне Володарского). Здесь его родители, социал-демократы, были в ссылке. В 1902 году семью выслали в Заиграевский район (Бурятия), где они жили почти пять лет, и там родилась его младшая сестра Ида. В 1907-м семья решила остаться в Москве. Михаил окончил классическую гимназию, увлекался рисованием, лепил из глины. В революционном 1917-м поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, признал новую власть. В 1920 году его мобилизовали связистом, затем перевели инспектором в особую комиссию по вопросам численности Красной армии и флота. Однажды Ромм видел настоящего Ленина. К двадцати годам он вернулся учиться на скульптора.

После окончания ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, сейчас это учебное заведение чаще всего называют первой советской школой дизайна) Ромм «занимался всеми видами искусства, кроме балета и игры на тромбоне»: переводил с французского, ставил спектакли, рисовал плакаты, изучал педагогику и детское восприятие кинематографа. Познакомился с Сергеем Эйзенштейном. И, наверное, эта встреча дала ему мощный заряд для развития. Ведь в 1933 году ему предложили придумать и снять дебют - бюджет копеечный, фильм немой, без массовок и знаменитых актеров, декорации самые простые. Ромм решил не упускать свой шанс.

Он быстро адаптировал часть повести любимого Мопассана «Пышка», поскольку только что закончил его перевод, сделал лаконичный, но такой емкий фильм, что все поняли: родился крупный автор.

А потом молодому и еще совсем неопытному режиссеру поручили ставить фильм по личному заданию Иосифа Сталина, которому понравился вестерн Джона Форда «Потерянный патруль». В СССР должен был появится подобный, но свой фильм. Ромм уехал в пустыню Каракум и в очень трудных условиях создал первый «истерн», вернее, его назовут так много позднее. Фильм «Тринадцать» рассказывает о стычке пограничников с басмачами. Единственную женскую роль исполнила актриса Елена Кузьмина, которая на съемках влюбилась в Ромма и бросила своего мужа Бориса Барнета.

А потом новое испытание. К 20-летию революции пришло госзадание снять первый звуковой фильм о вожде мирового пролетариата. 1937-й год, ошибаться было нельзя. Ромм позвал на главную роль Бориса Щукина, который уже играл Ильича в театре. Он работал круглосуточно, поэтому и в фильме один из акцентов связан с бессонными ночами основателя советского государства. Вставил максимально возможное количество сцен со Сталиным, назвал Каменева и Зиновьева «политическими проститутками», задвинул в тень других соратников Ленина, но сделал такой образ героя фильма, который сразу стал иконой. Авантюрист, интроверт, мастер конспирации и любитель быстрых решительных действий. Многие тогда говорили, что Щукина в фильме больше, чем Ромма, но главное – фильм понравился Сталину. Правда, пришлось добавить штурм Зимнего, хотя после смерти «отца народов» многие сцены с ним вырезали, и сейчас в соцсетях можно увидеть разные версии фильма.

Ромм хотел снимать «Пиковую даму», но ему отказали. Наступило время фильма «Ленин в 1918 году». Следующая картина «Мечта» (1941), которые многие называют одним из лучших фильмов Ромма, стала шедевром. И в нем блестяще сыграли хозяйку фруктовой лавки Фаина Раневская, неудачливую невесту Елена Кузьмина, и жениха Михаил Астангов, который стирал в тазике белье.

За следующие двадцать лет Ромм снял ряд несколько ярких картин. «Человек №217», «Адмирал Ушаков», «Убийство на улице Данте». Но он все сильнее сопротивлялся. Ему досталось по линии антисемитизма, он пресытился идеологическими заказами, а в 1965 году режиссер подписал письмо Брежневу против реабилитации «отца народов». Кстати, это не помешало ему получить звание народного артиста СССР.

Пережив жестокий творческий кризис, Ромм пришел к «Девяти дням одного года», драме о физиках-ядерщиках. Герой Смоктуновского с мефистофелевскими интонациями искушает героя Баталова сомнениями, а тот противостоит оппоненту, который не просто его друг: положительный герой увел у отрицательного девушку, чтобы потом облучиться смертельной дозой радиации. На его стороне вера в будущее всего человечества. Это был не фильм, а манифест. Несмотря на то, что картина получила главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Ромм подал заявление об уходе из ВГИКа и решил для себя уйти из игрового кино. Дальше ему хотелось заниматься только правдой — на это осталось мало времени, а «Пиковую даму» он так и не снял. Вместе с Майей Туровской и Юрием Ханютиным он взялся за проект, который стал главным в его жизни. Из огромного количества нацистской хроники Ромм создал грандиозное поэтическое и публицистическое произведение «Обыкновенный фашизм», где не просто разоблачал идеи тоталитаризма. В кадре были фюрер и солдаты Вермахта, а интонации Ромма за кадром не оставляли сомнений в том, что тираны и любители манипуляций во всем мире должны узнать себя. «Обыкновенный фашизм» - ода личности, индивидуальности, свободе - облетел весь мир. Говорят, что главный советский идеолог Михаил Суслов после просмотра спросил Ромма: «За что вы нас так не любите?». Двадцать лет картину не показывало советское телевидение. Ромм подготовил книгу-альбом «Обыкновенный фашизм» - раскадровка, сценарий, комментарии, но и ее не выпустили. И тут его могучий организм сдался, стало шалить сердце.

Он начал новый фильм. «Мир сегодня» - попытка проанализировать двадцатый век через хронику, осознать происходящие, понять, чего ждать от будущего. Там были концерты The Beatles, китайская культурная революция, молодежные движения Запада, трагедия Хиросимы и Нагасаки. Ромм хотел понять, откуда ждать угрозы и как человечеству ее предотвратить. Автор умер, не успев закончить картину. Ее доделали и выпустили под названием «И все-таки я верю…» его ученики Элем Климов, Герман Лавров и Марлен Хуциев. Это другой фильм, но замысел понятен. В нем нет послания миру, но каждый для себя нашел свой смысл.

По материалам Сергея Сычева и собств.инф.

Фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также